Страница:БСЭ-1 Том 21. Дейли - Джут (1931).pdf/130

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

«анонимная платформа», исходивший из «децистских» кругов. Хотя представители группы «Д. ц.» заявляли о своем согласии с партией в основных ее решениях, тем не менее Политбюро установило бесспорную близость «анонимной платформы» к кругу идей группы «Д. ц.» (см. «Правда», № 82, за 1923). Содержание этой платформы сводилось к требованиям, осуществление к-рых должно было привести к ослаблению партийного руководства советами. Под «левым» флагом охраны партии и рабочего класса от соблазна власти как самоцели платформа противопоставляла партию советам.

За крикливость, мелочность и придирчивость группы «Д. ц.» в ее критике партии и ЦК Ленин назвал ее «фракцией громче всех крикунов». В партии представителей группы «Д. централизма» часто называли коммунистическими либералами.

Группа «Д. ц.» не пользовалась в партии большим влиянием и была весьма немногочисленна. Одна часть группы «Д. ц.», как т. Бубнов А. С., т. Варейкис и другие, вернулась на ленинские позиции. Другая же часть, как Сапронов, Богуславский, Рафаил, Смирнов и др., уже не остановилась на начальных ошибках и стала все дальше отходить от партии. Общие политические ошибки группы «Д. ц.» содержали в себе развернутые ошибки троцкизма. Члены группы «Д. ц.» составили ядро оппозиционного блока в дискуссии 1923. Осенью 1925 остатки группы «Д. ц.» нашли свое место в рядах последнего, где, сохраняя свою обособленность, эта группа заняла самый крайний фланг в атаках против партии. Вместе с троцкистами исключенные XV съездом из партии децисты, или «сапроновцы» («группа 15») выродились в чисто меньшевистскую контрреволюционную организацию, прикрывавшую свои контрреволюционные идеи архилевой фразеологией.

Лит.: VIII съезд Российской коммунистической партии (большевиков). Стенографич. отчет, М., 1919; Девятый съезд..., [М. 1, 1920; X съезд..., П., 1921; Одиннадцатый съезд..., М., 1922; Двенадцатый съезд..., М., 1923; Тринадцатый съезд..., М., 1924; 7-й Всероссийский съезд Советов раб., крест., красн. и каз. депутатов. Стенографический отчет, М., 1920; VIII Всероссийский съезд..., М., 1921; Сапронов Т., Статьи и доклады по организационным вопросам партийного и советского строительства, М., 1920; О син’ский Н., Строительство социализма, М., 1918; Всесоюзная коммунистическая партия (б) в резолюциях ее съездов и конференций (1898—1926 гг.), 3 изд., М. — Л., 1927; Ярославский Ем., За последней чертой (Троцкистская оппозиция после XV съезда), Москва — Ленинград, 1930; газ. «Правда» за ноябрь — декабрь 1927, разбор платформы «83», «15» и «буфера» накануне XV партсъезда. ф. Шуцкевер.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ПОЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО (Towarzystwo Demokratyczne Polskie),

самая влиятельная политическая организация среди польской эмиграции 30  — х гг. 19 в., группировавшая вокруг себя основные кадры левой, демократической ее части. Д. п. о. было основано 17/Ш 1832 во Франции, где в это время сосредоточивалось большое число польских эмигрантов. Рекрутировалось оно главным обр. из среднего и низшего командного состава б. армии Царства Польского, преимущественно дворянского происхождения. Что же касается уехавших в эмиграцию рядовых солдат из крестьян, то они недолго пребывали в рядах Д. п. о. иуже в 1835 образовали свою собственную организацию (близкую по своей идеологии к сен-симонизму) под названием «Люд польский» и повели решительную борьбу против Д. п. о., выдвигая лозунг национализации всей земли.

В новых условиях жизни деклассированные вследствие продолжительной эмиграции либеральные помещики (составлявшие основное ядро Д. п. о.) подверглись наравне с буржуазной интеллигенцией сильному влиянию буржуазно-демократической идеологии и сблизились с западноевропейским революционным движением. «Все для народа — через народ», таков был основной лозунг Д. п. о., причем конечно подразумевалось, что именно они, эмигранты-революционеры, станут во главе освобождающейся нации. Программой общества стал «Манифест Д. п. о.» 1836, в к-ром формулированы были следующие основные положения: восстановление независимости Польши в границах 1772, гражданское равноправие, отмена сословн. привилегий, «полновластие народа», отмена барщины и безвозмездное наделение крестьян землей. На практике, поскольку речь шла о пропаганде в Польше, радикализм Д. п. оощества оказывался далеко не последовательным и не мог привлечь на сторону Д. п. об-ва массы крестьянства. В эмиграции же польские демократы действительно находились на левом фланге буржуазно-демократического движения. Благодаря выработке определенной политической платформы влияние Д. п. о. среди демократической части эмиграции быстро усилилось (к концу 1832 оно насчитывало всего 94 члена, в следующем году  — 527 членов, в 1835  — уже 1.446 членов и в 1840—4.945 членов). Об-во издавало два журнала: агитационный  — «Польский демократ» («Demokrata Polski») и теоретический «Журнал Польского демократического общества» («Pismo Towarzystwa Demokratycznego Polskiego»). В 1835 Об-во создало выборный руководящий центр под названием «Централизации».

В начале 40  — х гг. Д. п. о. завязало тесные связи в самой Польше (особенно в Познани), куда с целью захвата идейного и организационного руководства нарождающимся реврлюцион. движением приезжает ряд членов «Централизации» (Гельтман, Альциата, Висниовский, Мерославский). Представители «Централизации» приняли деятельное участие в подготовке Краковского восстания 1846 и сыграли выдающуюся роль в самом восстании. — Несмотря на жестокое поражение восстания 1846 влияние Демократического польского об-ва среди эмигрантов еще более усилилось. В 1848 «Централизация» (находившаяся сперва в Пуатье, а с 1840 в Версале) переехала в Париж. Члены «Централизации» приняли самое активное участие и сыграли выдающуюся роль в революционных боях 1848—1849 не только в самой Польше. но и в других европейских странах (Гельтман в Саксонии, Шнайде в Верхнем Пфальце, Мерославский в Сицилии и Бадене и т. д.). После июньских событий 1849 «Централизация» Д. п. о. наряду с другими демократическими организациями бы-