Страница:БСЭ-1 Том 21. Дейли - Джут (1931).pdf/141

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

женному восстанию...» (Ленин, т. VII, 2 изд., 105—106).

Еще более сжатая характеристика этапов в другом месте у Ленина: «Развитие массового рабочего движения в России в связи с развитием социал-демократии характеризуется тремя замечательными переходами.

Первый переход — от узких пропагандистских кружков к широкой экономической агитации в массе; второй — к политической агитации в крупных размерах и к открытым уличным демонстрациям; третий — к настоящей гражданской войне, к восстанию» (Ленин, т. VII, 2 изд., стр. 142). К этому надо прибавить, что в начале борьбы между большевиками и меньшевиками (1904—1905) вопрос о Д. — их характере, лозунгах и пр. — играл очень значительную роль. В известной статье Ленина «О хороших демонстрациях пролетариев и плохих рассуждениях некоторых интеллигентов» мы находим резкое выступление Ленина против меньшевистского утверждения, будто демонстрациями высшего типа являются Д., устраиваемые с. — д. для воздействия на либералов — с такими лозунгами, к-рые «не отпугивали бы» последних. Обдумывая перспективы развития мировой революции, Ленин в 1916 указывал на то, что «социалистическая революция может разгореться не только из-за крупной стачки или уличной демонстрации, или голодного бунта, или военного восстания, или колониального мятежа, но и из-за любого политич. кризиса» и т. д. (Ленин, т. XIX, стр. 170, 1 изд.).

При прочих равных условиях значение Д. определяется количеством участников ее.

Но — только при прочих равных условиях.

Первое голосование Карла Либкнехта (декабрь 1914) в герм. рейхстаге против войны  — 1 из 110 с. — д. депутатов, 1 против всего рейхстага  — было Д. и притом очень сильной, произведшей огромное впечатление именно тем, что Либкнехт выступил один против всех, развернув знамя интернационализма в самом лагере классового врага. Д. в Берлине на Потсдамской площади (1916) в разгар войны под руководством того же К. Либкнехта не была особенно многолюдной. Но ее значение было гигантским в силу всей обстановки. Объективное значение той или иной Д. далеко не всегда отвечает субъективным намерениям ее устроителей. Д. 18 июня 1917 в Петрограде, формально прошедшая под руководством эсероменьшевистского ЦИК Советов, получила совсем не то значение, какое хотели придать ей вожди «революционной демократии»: она дала победу лозунгам большевиков  — «долой 10 министров-капиталистов» и т. д.

По поводу трех политических кризисов  — 20/21 апр., 10/18 июня и 3/4 июля Ленин писал, что формально это были противоправительственные Д. «Но в том то и суть, что это не обычная Д., это нечто значительно большее, чем Д. и меньшее, чем революция» (Ленин, т. XXI, 2 изд.). Действительное объективное значение той или иной Д. познается только при подходе к ней с диалектическим критерием — -с учетом всех конкретных обстоятельств времени и места.

Так, напр нарастание Д. в капиталистиче 266

ских и колониальных странах в «третий период» (с 1928) несомненно, один из вернейших признаков приближения более решительных классовых битв. Чем более близка страна к объективно-революционной ситуации и чем быстрее назревает в ней непосредственно революционная ситуация, тем большую агитационную, организационную и непосредственно боевую роль играют в ней уличные Д. Эти Д., наряду с другими массовыми выступлениями пролетариата, являются подготовкой и преддверием к другим более высоким формам классовой борьбы — вооруженному восстанию и гражданской войне. В период пролетарской диктатуры, как доказала история пролет, революции в СССР, Д. не умирают, а лишь соответств. меняют свой характер, приобретая при этом особенно большой размах. В этих невиданнограндиозных по размерам Д. трудящиеся массы СССР выражают свою солидарность с политикой большевистской партии и Советского правительства и выявляют свою непоколебимую готовность успешно завершить дело социалистич. строительства в нашей стране, защищать свое социалистич. отечество от всех наскоков мирового империализма и поддержать революцион. борьбу международн. пролетариата.

Г. 3.

ДЕМОС, в древней Греции «народ», т. е. часть населения, первоначально противопоставляемая аристократии (эвпатридам), а впоследствии — совокупность свободных граждан, наделенных всеми политическими правами. См. Греция (древняя), Историч. очерк.

ДЕМОСФЕН (Demosthenes) [384(3) — 322 до хр. э.], афинский оратор й политический деятель, сын крупного оружейного фабриканта; как глава антимакедопекой партии приобрел широкую известность своими «филиппиками», громовыми речами против Филиппа Македонского, в которых Д. задолго до роковой битвы при Херонее (338) разоблачил смертельного врага афинской державной демократии имогиль'гцика политической свободы Греции. Политический прогноз Д. был совершенно правилен. Но, предостерегая и вооружая Афины против македонской экспансии, Д. не открывал никаких путей и возможностей к преобразованию Афин в противовес формирующемуся монархическому центру в новый демократический центр, отвечающий социально-экономическим требованиям и условиям эпохи, к тому времени уже переросшим формы замкнутых греческих общин [см. Греция (древняя), Историч. очерк, т. XIX, ст. 108—110]. Идеалы Д. лежали в прошлом; Перикл и Фукидид были его вдохновителями, и политика Д., принципиальная по замыслу, на практике оказывалась политикой паллиативов, легко превращаясь силой обстоятельств в такую же компромиссную, оппортунистическую