Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/103

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

вивается человеческое познание, и логически и исторически должен начинаться с ощущений.

Ощущение есть приблизительно верный образ объективной реальности — таково основное положение марксистско-ленинской теории познания. Ощущение есть результат воздействия внешнего мира на внешние органы человеческого тела, следовательно оно зависит как от внешнего мира, так и от строения этих органов. Разнообразие форм внешнего мира и разнообразие органов тела (и соответственно дифференцированная деятельность мозга) порождают разнообразие ощущений. Существуют различные формы чувств — зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. Но это различие не абсолютно. Различные органы чувств лишь с внешней стороны безразличны и равнодушны друг к другу. В действительности они находятся не только во внешней, но и во внутренней связи друг с другом и при определенных условиях могут замещать друг друга. Ощущения непосредственно связывают человека с внешним миром в познании и являются т. о. первым источником и первой формой познания. Нет ничего в мышлении, чего раньше не было бы так или иначе в ощущении — в этом положении даны и связь диалектического материализма с предшествующим материализмом и его отличие от последнего. Ощущение так же развивается, как и все на свете. Более развитые органы чувств дают и более развитое ощущение — отражение — познание мира. Законы развития ощущений — лишь специфическая форма Общих законов развития. Ощущения человека отличаются от ощущений животных, ощущения взрослого человека отличаются от ощущений ребенка, как более развитая форма от формы менее развитой, зародышевой. Но это «более» не есть простое и общее увеличение в развитом виде того, что имеется в неразвитом.

Так напр., «орлиный глаз видит значительно дальше человеческого глаза, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются известными признаками различных вещей» (Энгельс, Диалектика природы, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 456). Более развитое ощущение, вообще говоря, предполагает более развитое строение человеческого тела. А так как нет и никогда не будет абсолютного тождества людей, то очевидно ощущения различными людьми одних и тех же вещей неизбежно различны.

Уже различие природных, переданных по наследству задатков обусловливает это различие.

Более совершенная физиологическая структура уха, руки, глаза (и соответственно и мозговых центров) при прочих равных условиях определяет совершенство музыканта, пианиста, художника. И однако эта физиологическая основа обусловливает лишь возможность превращения данного человека в великого скрипача, пианиста, художника. Реализация ее и следовательно действительная причина объективно данного деятельного совершенства органов чувств, а следовательно и самих чувств человека, зависят не только от его природных задатков, а от всей совокупности общественных условий его жизни.

Разделение людей на существа «тонкие», от природы одаренные всеми совершенствами ощущений, и на существа «грубые», неспособ 202

ные от природы к ощущению и сознанию богатства красок, звуков и т. д., — это эксплоататорская басня. Несмотря на различное строение тела у всех людей и на различие их способностей, различие содержания, богатства, многообразия, точности их ощущений имеет последний источник вне строения тела. Самый развитый глаз не может видеть в заброшенной, глухой таежной деревне больше того, что. вообще там можно видеть. Для богатства зрения необходимо богатство предметов для зрения.

Но если бы развитие глаза, руки, уха, зрения, осязания, слуха и т. д. шло только на естественной своей основе без искусственного «удлинения» человеческих органов при помощи орудий труда, человечество никогда не могло бы добраться даже до той ступени, на к-рой находилось напр. древнегреческое общество. С другой стороны, никто не может доказать, что анатомическая и физиологическая структура людей значительно развилась со времени гибели этого общества. А между тем всякому ясно, что в настоящее время человек вне зависимости от его классовой принадлежности, от его расовых признаков и т. д. рщущает и во всяком случае — : может, способен, пользуясь телескопом, микроскопом ит. д., ощущать неизмеримо больше, полнее, разнообразнее, чем самый развитый древний грек. Последняя причина этих различий лежит в развитии материальных производительных сил, в частности экспериментально-технических средств наблюдения, познания мира.

Если на первых ступенях развития человека природа вне его узкого кругозора враждебна и чужда ему, а, с другой стороны, он не выделяет себя из природы, то развитие материального производства все больше уничтожает эту отчужденность природы и эту непосредственную естественную связь человека с миром. Подлинной основой материального единства исторического человека с природой является его общественно-материальная, практическая дея-^ тельность, труд. В земледелии, в промышленности, в развитии материальных производительных сил, в развитии, в дифференцировании производства и объединении дифференцированных видов производства, в появлении. новых средств производства и потребления- — вот, где основа развития чувственного кругозора человека.

Практическое выделение человека из природы — база для его выделения в ощущении, в созерцании или выделения его как ощущающего существа из ряда других ощущающих существ.

Единство противоположности природы и человека это, как и всякое действительное единство противоположностей, живой процесс. Чем больше человек развивает свои производительные силы, тем в более многостороннюю, разнообразную связь вступает он с природой.

Он приспособляет природу к своим потребностям и тем самым очеловечивает природу, тем больше он развивает свои естественные, природные силы, потенции, способности. И точно так же, чем больше его чувственный кругозор, его ощущения, восприятия, созерцания становятся человеческими, общественно-историческими, чем сильнее они искусственно вооружаются, тем полнее, разностороннее, глубже и шире охватывает человек своими чувствами природу, проникает в . нее. Качественно своеобразное устройство человеческих органов чувств не является абсолютным препятствием для того, чтобы ощущать все, что можно ощу-