Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/163

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

бытовой жизни Англии той эпохи. Художник не заслонил в Диккенсе публициста. В 1842 он предпринимает поездку в Америку, по возвращении откуда опубликовывает «Американские заметки»  — разоблачение язв капитализма «свободной» республики, в которой еще процветало рабство. В 1845 Диккенс становится редактором газеты «Daily News». Заботы о материальном благосостоянии семьи заставляют его предпринять ряд публичных выступлений с чтением своих произведений. Чрезмерное напряжение ускорило конец писателя. Диккенс умер на 58 году жизни.

Эпоха, в которую развертывается литературная деятельность Д., была эпохой окончательного утверждения и торжества промышленного капитализма в Англии. Английская буржуазия успешно сражалась на два фронта  — против земледельческой аристократии, победа над к-рой завершилась избирательной реформой 1832, и против пролетариата, движение которого — чартизм (см.) — было подавлено в 1848. Агрессивный характер развития капитализма, устойчивость положения крупной буржуазии в этот период определили положение социальной группы Диккенса, средних и мелких слоев городского мещанства.

С одной стороны, эта мелкая буржуазия несла на себе все тяготы капиталистической экспансии. Капитализм рос и укрупнялся за счет разорения мелкого собственника. С другой стороны, рост капитализма, его победное шествие вселяли в этой социальной группе и известные иллюзии в отношении своего положения, открывали перед ней мнимые перспективы возвышения и возможности завоевания себе положения в среде господствующего класса.

Д. — один из крупнейших реалистов мировой литературы. Он принадлежит к «блестящей школе романистов в Англии», величайшей заслугой которых Маркс считал беспощадное разоблачение «самомнения, чопорности, мелочного тиранства и невежества... всех слоев буржуазии, начиная „достопочтенным" рантье... и кончая мелким лавочником» (см. в кн.: «Маркой Энгельс об искусстве», М., 1933, стр. 198 и 199).

Основной темой Д. является крупный капиталистический город, город социальных контрастов и противоречий. В поле зрения романиста попадает и кипучая жизнь делового Сити и глухие городские окраины. Он знакомит читателя с трудовой жизнью и бытом самых разнообразных социальных слоев: фабричных рабочих, клерков, учителей, актеров, мелких служащих, моряков и т. п. Наряду с фешенебельными кварталами Лондона он рисует тюрьмы, притоны, рабочие дома, городское дно.

Диккенс обнаруживает способность подняться на очень высокую ступень в критике и разоблачении отдельных сторон буржуазной действительности. Так, он резко выступает против дореформенного парламента Англии; в ряде произведений («Пикквикский клуб», «Николай Никкльби», «Крошка Доррит», «Колокола») он дает блестящую характеристику деятелей парламента, обличая бездушие, жестокость, эгоизм, корыстность их «гражданского служения», беспощадно высмеивая пустоту, мелочность и никчемность парламентских словопрений. С неменьшей резкостью нападает Диккенс и на судебную систему Англии (канцелярский суд в «Холодном доме») с ее долговыми тюрьмами, бездушием и бюрократизмом, прикрываемым лицемерными заявле 318

ниями о служении народу, о симпатии к бедным и т. п. (судья Кьют в «Колоколах»). Бюрократизм, хищничество и ненасытную алчность представителей английской юриспруденций Диккенс изобразил в романах «Крошка Доррит», «Пикквикский клуб» и отчасти «Давид Копперфильд». Едва ли не наибольшим нападкам со стороны писателя подвергаются школа и система воспитания его времени. Он то и дело возвращается к этому вопросу. Перед читателем проходит целый ряд «воспитательных систем» от прямого избиения воспитанников (школа Крикля в «Давиде Копперфильде» или Сквирса в «Николае Никкльби») доизощренного коверкания детского ума (доктор Блимбер в «Домби и сын»).

Беспощадно обрушиваясь на ханжество и лицемерие, тупость и надменность имущих классов, Диккенс однако далек от того, чтобы выступать против капиталистической системы в целом. Дальше требования реформ и нек-рых коррективов он не идет. Все это логически вытекает из того положения соц. группы Д., о котором говорилось выше.

Здесь именно и выступает вся ограниченность диккенсовского реализма. Обличительные тенденции в его творчестве сочетаются с тенденциями оправдания буржуазной действительности и примирения с ней. Это и определило все своеобразие художественного метода Д. — Глубина анализа действительности у Д., беспощадная правдивость ее раскрытия имеют в своей основе идеалистическую установку.

Исходным моментом в мировоззрении писателя является вера в абсолютную силу добра, к-роепротивостоит злу и в конечном счете его побеждает. В этой определенности и незыблемости идеалов Д. находит свое выражение вся мелкобуржуазная ограниченность его мировоззрения. А в менторском тоне, каким он утверждает идеалы мещанского благополучия, выступает порой отчетливо лицо филистера. Торжествующая нравственность, честность и благородство венчают романы Диккенса, составляя основное идейное ядро всех его произведений.

Нередко зло, несчастия и страдания его героев: являются только кошмаром, сном или плодом воображения кого-либо из действующих лиц, пробуждение же возвращает героя к реальному благополучию и счастью («Колокола», «Сверчок на печи»). В осуществление этого идейного замысла в сюжетных построениях романов Диккенса совершенно исключительную ролй приобретает случайность. Всякий раз, когда в интриге зло достигает своего апогея, когда оно готово уже восторжествовать, на помощь приходит случайность. Николай Никкльби «случайно» встречает одного из братьев Чиррибль, который приглашает его на службу и т. о. спасает от нищеты. Брей «случайно» умирает в тот момент, когда уже готов продать свою дочь ростовщику Грайду. Случайные встречи, подслушивания, чудесные спасения от смерти  — все это вырастает у Д. в определенную закономерность, становится решающим моментом в раскрытии основной идеи автора.

Тенденция оправдания действительности приводит Д. к компромиссному решению ряда социальных проблем, — прежде всего проблемы взаимоотношения богатых и бедных. Решений этого вопроса вплотную упирается для Д. в вопрос нравственного совершенствования. Среди богатых слишком много скупых, бессердечных эгоистов — отсюда все зло. Если пробудить.