Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/17

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

разрушаться под влиянием поверхностных агентов выветривания (см.). По ЛевинсонуЛессингу, Д. з. характеризуется явлениями, протекающими в изначальном осадке и происходящими в той самой среде, в к-рой шло и накопление осадка; т. о. диагенетическое изменение осадка может начаться тотчас после его накопления, вне зависимости от того, происходило ли это накопление в жидкой или газообразной среде, и может продолжаться до тех пор, пока осадочный материал не выйдет из условий, при к-рых он возник. Все позднейшие видоизменения осадка, происходящие после того, как он вышел из начальной среды (покрылся следующим, отличным слоем осадков, превратился в континентальное образование и пр.), Левинсон-Лессинг объединяет под общим названием явлений метагенеза. Такое определение являемся в настоящее время наиболее общепринятым.

Нижняя граница Д. з. не может быть строго установлена; очевидно однако, что она простирается вглубь свежего осадочного материала не более, чем на несколько десятков см, в целом же ряде случаев — только на несколько см. Несмотря на свою малую мощность Д. з. имеет чрезвычайно важное геохимическое значение, т. к. она характеризуется множеством весьма энергичных процессов, к-рые могут совершенно изменить первоначальную природу осадка. Главнейшие из этих процессов следующие: а) растворение всего осадка или только его наиболее растворимой части, в результате чего на дне водоемов накапливаются лишь наиболее устойчивые минеральные образования, тогда как значительная часть осадка может быть вымыта; б) перекристаллиз ация, происходящая вследствие растворения какой-либо (напр. известковой или кремневой) части осадка в одном месте и отложения ее в другом пункте; подобный процесс может совершаться под влиянием незначительного изменения концентрации растворов, удаления из воды растворенной в ней углекислоты и пр. и приводит к цементации (см.) осадка; в) обра зование конкреций путем отложения минерального вещества вокруг какого-нибудь центра кристаллизации, каковыми часто являются органические тела (раковинки и пр.); г) образование доломита (доломитизация, см.), привнос из морской воды в карбонатовый осадок магнезиальных солей. Сюда же относятся  — разложение силикатов и др. минеральных тел; образование новых силикатов и пр. минеральных выделений, напр. главконита, фосфоритов (см.) и др.; разложение органического вещества, восстановление сульфатов, образование углеродистых водородов и т. п. Если не большинство, то во всяком случае многие процессы в Д. з. протекают при деятельном участии микроорганизмов, а потому являются не только химическими и физико-химическими, но также и биохимическими. Д. з. не может считаться в наст, время вполне изученной, а потому постоянно привлекает к себе внимание многих исследователей.

Лит.: О г Э., Геология, т. I, Москва — Петроград, 1922; Ферсман А. Е., Геохимия России, вып. 1, Петроград, 1922. л. Пустовалов.

ДИАГНОЗ (греч. diagnosis — распознавание), определение болезни в каждом данном случае на основании детального и всестороннего исследования больного. Д. ставится путем методиче 30

ского сравнения выявленной всеми доступными врачу способами диагностического исследования картины болезни с таковой при других болезнях. См. Диагностика.

ДИАГНОСТИКА, отдел клинической медицины, трактующий о методах исследования больного и о приемах постановки диагноза болезни. Средства и методы Д., равно как и понимание патологического процесса, подлежащего распознаванию, естественно эволюционируют вместе с развитием науки и техники.

Исследование больного слагается из двух основных разделов: расспроса его (т. н. анамнез, см.) и объективного исследования как его общего состояния, так и состояния его органов (т. н. клиническая Д., о которой и будет итти речь). Эти основные отделы Д. развивались далеко не одновременно. Античная медицина и питавшаяся ее наследием средневековая медицина разрабатывали гл. обр. расспрос больного и исследование общего его состояния. Сосредоточившись в этой области, врачи этих эпох собрали огромный запас наблюдений, к-рый еще и до сих пор остается основным капиталом клинической медицины. Из объективных признаков болезней врачи того времени могли основывать свои суждения только на пульсе и’ на температуре; в связи с этим значение пульса сильно преувеличивалось — различалось, множество (до 70) видов пульса, к-рые почти всё в наст, время забыты. О температуре судили только при помощи осязания, т. к. термометра тогда еще не знали. В виду такого состояния медицины диагнозы того времени касались гл. обр. общих функциональных расстройств; о заболеваниях отдельных (в особенности внутренних) органов почти не могло быть речи.

Только во второй половине 18 в., когда Морганьи положил начало патологической анатомии, могла возникнуть мысль о возможности диагноза анатомических изменений внутренних органов. Действительно почти одновременно с работами Морганьи появилась небольшая книжка венского врача Ауенбруггера о возможности распознавания анатомических изменений внутренних органов при помощи постукивания пальцем по различным участкам поверхности тела (т. н. перкуссия). Это открытие долгое время оставалось незамеченным, и только в начале 19 в. Корвизар оценил его значение и сделал его общим достоянием. В 20—30 гг. 19 в.

Пиорри заменил эту «непосредственную» перкуссию по коже перкуссией по наложенной на кожу твердой пластинке, к-рую он назвал плессиметром. Такая перкуссия дает несравненно более отчетливые результаты, и в руках Винтриха и Шкода она выросла в чрезвычайно важный диагностический метод исследования (см. Перкуссия). Почти одновременно с этим в первой четверти 19 в. Леннек создал т. н. аускультацию (см.), т. е. выслушивание легких и сердца, почти в том виде, в каком оно существует и теперь; он ввел слуховую трубочку (стетоскоп).

Развитие патологической анатомии усилило также интерес врачей к таким стародавним {методам исследования, как осмотр и ощупывание (так называемая пальпация, см.). Начиная с 50  — х годов прошлого столетия, термометр приобрел наконец право гражданства в медицине в руках Вундерлиха, Либермейстера и других и дал чрезвычайно важные данные для диагностики почти всех типических острых и хронических инфекционных болезней,.