Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/197

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Таким образом, с одной стороны, избирателям прекрасно известна личность депутата, его достоинства и недостатки, а с другой, — депутату также известны мнения, интересы и потребности своих избирателей. И только неорганизованное население (домашние хозяйки, некооперированные кустари и т. п.) избирает по районам.

Совершенно иное мы имеем при буржуазной системе территориальных избирательных округов. Там прежде всего смешаны избиратели, принадлежащие к разным классам и классовым группам. Эти избиратели в своем подавляющем большинстве не знают избираемого кандидата, доверяясь предвыборной агитации и тем лживым посулам, которые расточаются стремящимися попасть в парламент кандидатами от буржуазных и мелкобуржуазных партий. С другой стороны, и избираемый кандидат не знает, не может знать потребностей и мнений своих избирателей, кроме той группы или партии, которая выдвинула его кандидатуру. Будучи избираемы в советы, депутаты получают ют своих избирателей наказы, за исполнение к-рых они отвечают перед избирателями. Ничего подобного не знает буржуазное государство. Как общее правило, в буржуазных конституциях вводится запрещение давать депутатам какие-либо наказы и инструкции от избирателей, а депутатам их принимать. Мотивируется это тем, что депутаты парламента являются «представителями всей нации в целом», я не своего избирательного округа. Но истинная причина заключается в том, чтобы оторвать депутата от масс, втянуть его теснее в ход государственной угнетательной машины и превратить 'в слугу руководящих групп буржуазии.

Огромное значение в деле установления и укрепления тесной связи депутатов со своими избирателями имеет право последних требовать отчета от своих депутатов, отзывать в любое время и избирать на их место новых. — В буржуазных государствах депутаты парламентов не подотчетны избирателям в силу того же принципа «представительства от всей нации в целом», что превращает члена парламента не в выразителя и выполнителя воли масс, а в лицо, стоящее над массой, ей не подотчетное и оторванное от нее. Точно так же и право отзывать своих депутатов и заменять их другими почти во всех буржуазных государствах (кроме нек-рых штатов Сев. Америки) не допускается. Но и там, где оно формально введено (напр. в США), оно обставлено такими формальными рогатками, что не имеет никакого значения.

Ю том, что сохранение политической и экономической власти в руках буржуазии исключает возможность действительного контроля трудящихся над представительными учреждениями и над государственными органами вообще, — об 'Этом уже не приходится говорить.

Все эти преимущества советской системы представительства вполне подтверждают указания Ленина на то, что советский аппарат «дает связь с массами, с большинством народа настолько тесную, неразрывную, легко проверимую и возобновляемую, что ничего подобного в прежнем государственном аппарате нет и в помине... Он дает крепкую связь с самыми различными профессиями, облегчая тем различнейшие реформы самого глубокого характера без бюрократии» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 258).

Постановления ЦК ВКП(б) от 1/11 1935 и VII Всесоюзного Съезда Советов от 6/11 по до 384

кладу Молотова «Об изменениях в советской конституции» делают новый гигантский шаг вперед по пути дальнейшего развития советсцрй, пролетарской демократии. Эти постановления, принятые по инициативе Сталина, состоят в следующем.

Во-первых, принято решение о замене многостепенных выборов прямыми. По действующей конституции прямые выборы существуют только при избрании городских и сельских советов. Вышестоящие органы советской власти  — районные, областные (краевые), республиканские и всесоюзные — создаются многостепенными выборами. Напр. райисполком избирается не прямо населением района, а на районном съезде советов. Принятое решение устанавливает систему прямых выборов для всех этих органов, начиная от райисполкома и кончая ЦИК СССР. Это решение создаст еще более тесную связь рсех органов советской власти с трудящимися массами и еще выше поднимет авторитет этих органов.

Во-вторых, не вполне равные выборы заменяются равными. Советской конституцией до сего времени были установлены некоторые избирательные преимущества для рабочих по сравнению с крестьянством. Выражались эти преимущества в том, что при выборах на съезды советов рабочие, посылающие своих делегатов через городские советы, имели бблыпие избирательные нормы, чем крестьянство, посылающее своих представителей через нижестоящие съезды. Например при выборах делегатов Всесоюзного или Всероссийского съезда городские советы посылали 1 делегата на 25.000 избирателей, а областные съезды  — 1 делегата на 125.000 жителей. Программа партии объясняет, что это неравенство имеет временный характер и вызывается трудностями социалистической переделки деревни. Теперь эти трудности в основном уже преодолены. Девять десятых всего сельского хозяйства принадлежат колхозам и совхозам. Крестьянство в своем подавляющем большинстве вступило в колхозы, порвало с мелкособственническим единоличным хозяйством и строит новую, социалистическую жизнь. Разница между рабочим классом и крестьянством еще не исчезла, но она уже сглаживается. Рабочие и крестьяне теперь заняты одним общим делом  — строительством социализма. Поэтому теперь отпали мотивы к сохранению нек-рого избирательного неравенства между ними. «Проведение замены не вполне равных — равными выборами для всей массы трудящихся должно еще больше сблизить рабочих и крестьян, должно еще больше укрепить их союз, а значит и мощь советской власти» [Молотов, Доклад на VII Всесоюзном Съезде Советов, «Правда», 7/П 1935, № 37 (6283)].

В-третьих, открытое голосование заменяется закрытым. Этот способ голосования дает еще одну, чрезвычайно важную форму проверки прочности и серьезности связи советов с трудящимися. Закрытые выборы потребуют усиления работы в массах и ударят с новой силой по бюрократическим элементам гос. аппарата.

В то время как в капиталистических странах уничтожаются последние остатки жалкой буржуазной «демократии», в то время как в ряде стран создается голое насилие, террористическая диктатура фашизма над трудящимися массами, — коммунистическая партия и советская власть делают все новые шаги к широ-