Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/205

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

роль основной руководящей силы в системе диктатуры пролетариата» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 131).

Осуществление партруководства непартийными организациями составляет один из основных организационных принципов большевизма и закреплено в ряде партийных решений и в уставе партии. Принцип партруководства организационно выражается в следующих формах.

Во-первых, партия руководит формированием и подбирает руководство непартийных организаций прежде всего через организацию и проведение различных избирательных кампаний, в которых трудящиеся массы избирают свои массовьщ организации. Во-вторых, партия руководит непартийными организациями через образованные в них партгруппы. В-третьих, партия свое повседневное конкретное руководство осуществляет путем постановки перед той или иной организацией задач (общих и конкретных), указания путей и средств их осуществления и наконец путем проверки исполнения, в результате чего ставятся новые задачи. В-четвертых, партийное руководство облегчается еще и тем, что между партийными и непартийными организациями устанавливается теснейшая связь, углубляющаяся во многих случаях совпадением персонального состава одних и других. Наконец, партруководство рычагами облегчается и самим строением последних.

Организационный принцип строения партии  — демократический централизм, предполагающий широкую инициативу масс и выборность снизу доверху при твердом руководстве из единого центра, — в соответствии с особенностями того или иного рычага стал основой построения и всех рычагов от партии к массам.

Говоря о значений партруководства, Сталин указывает: «Диктатура пролетариата состоит из руководящих указаний партий плюс проведение этих указаний массовыми организациями пролетариата плюс их претворение в жизнь населением» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 118). Это указание подчеркивает колоссальнейшее значение «приводных ремней» от партии к массам, т. е. советов, профсоюзов, комсомола, кооперации, добровольных обществ, печати. Через них партия «учит и учится у масс» (Сталин). Эти рычаги призваны осуществлять, претворять в жизнь указания партии, ее генеральную линию.

Советы — государственная форма диктатуры пролетариата. Советы являются самым все объемлющим «рычагом», связывающим партию со всеми трудящимися города и деревни (см. Советы).

Советская власть, зародыши к-рой появились еще в 1905  — сначала как органы стачки, а затем как органы восстания, — явилась продуктом массового почина снизу. Но строительство советов не было стихийным. В отличие от Коммуны 1871, когда слабое, раздробленное партийное руководство отставало от инициативы парижских рабочих и трудовых масс, советы получили твердое большевистское руководство. Характеризуя большевистское отношение к советам в 1905, Ленин говорит, что в отличие от меньшевиков «большевики еще до октябрьской революции 1905 г. поставили вопрос о диктатуре» и рассматривали советы как «зачатки революционной власти». А «споры о значении Советов тогда уже были связаны с вопросом о диктатуре» (Ленин, Сочинения, том XXV, стр. 433).В марте 1918 на VII Съезде партии Ленин говорил, что «если бы народное творчестворусской революции, прошедшее через великий опыт 1905 года, не создало Советов еще в феврале 17  — го года, то ни в каком случае они не могли бы взять власть в октябре, так как успех зависел только от наличности уже готовых организационных форм движения, охватившего миллионы» (Ленин, Соч., т. XXII, стр. 315, см. также Соч., т. XXI, стр. 258—259). Ленин в 1917 «открыл» советскую власть как государственную форму Д. п., использовав для этогоопыт Парижской Коммуны и русских революций 1905 и Февраля 1917. В противоположность большевикам меньшевики в 1905 рассматривали советы как органы только местного самоуправления. Троцкий в 1905 рассматривал советы как «органы анархии», отрицал их созидательную, организующую роль прежде всего в таком важнейшем деле, как вооруженное восстание для захвата власти, и противопоставлял их партии. В 1917 меньшевистско-эсеровское руководство февральских советов пыталось их превратить в безжизненный придаток к буржуазному Временному правительству, предвосхитив тем самым предательский опыт германских социал-демократов в 1918—19. Оппортунисты всех мастей (во главе с Каутским) отрицали роль советов имецно как формы пролетарского государства.

Ленинская партия провела победоносную борьбу за руководство в советах, за превращение их в органы власти, за создание нового, советского типа гос. аппарата.

«Диктатура пролетариата, — говорит Сталин, — обязательно включает в себя понятие насилия» (Сталин, Вопросы ленинизма, 19 издание, стр. 120). Это «насилие» и осуществляется через советы как государственную форму диктатуры пролетариата.

Советы — аппарат прежде всего насильственного подавления классовых врагов. Эту функцию насилия следует со всей силой подчеркнуть особенно теперь, когда окончательно добиваемый внутри нашей страны классовый враг делает судорожные усилия, чтобы оказать наиболее острое сопротивление победоносной диктатуре пролетариата. У бийство Кирова подонками контрреволюционной зиновьевской оппозиции продемонстрировало перед трудящимися всех стран, что нет той гнусности, на к-рую бы не пошел классовый враг, ясно видя, что в стране, завершающей построение социализма, его дни сочтены. «Насилие, — писал Маркс, — есть средство для управления». Советы как органы принуждения насильственно ускоряют процесс ликвидации капиталистических элементов и классов вообще. Органами управления в переходном периоде являются советы с их разветвлениями в центре и на местах. «Сущность Советской власти заключается в том, что наиболее массовые и наиболее революционные организации тех именно классов, которые угнетались капиталистами и помещиками, являются... „постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата"» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 31, ср. Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 13). От советов как массовых органов на местах и в центре идут' многочисленные разветвления административно-хозяйственных, отраслевых органов (отделы, наркоматы, объединения и т. д.), а также различного рода органы массовой советской