Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/214

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

лахитовая зелень), взрывчатых веществ и ряде других производств.

ДИМЕТИЛГЛИОКСИМ (диоксим диаметила), CH₃ ― C = NOHCH₃ ― C = NOH органическое соединение, получаемое действием гидроксиламина на диацетил или его монооксим. Белый кристаллический порошок, нерастворимый в воде, растворимый в спирте и эфире; температура плавления возогнанного препарата 245—246°. Д. — чрезвычайно чувствительный реактив для качественного и количественного определения никеля, с солями которого он дает красный кристаллический осадок (реакция Чугаева). См. также Диоксимы.

ДИМЕТИЛСУЛЬФАТ, метилсульфат, (CH₃O)₂SO₂, диметиловый эфир серной кислоты. Бесцветная прозрачная жидкость без запаха, нерастворимая в воде, легко растворяющаяся в обычных органических растворителях; темп, пл. 26,8°, темп. кип. 186°; Д. очень ядовит, что представляет особенную опасность, т. к. он лишен запаха. Получается перегонкой в вакууме метилсерной кислоты 2CH₃O·SO₂·OH=(CH₃O)₂SO₂+H₂SO₄, а также действием диметилового эфира на крепкую серную кислоту или серный ангидрид и перегонкой полученной смеси в вакууме. Д. широко применяется в лабораториях для т. н. метилирования (см.) гл. обр. фенолов и аминов. Техническое значение Д. также очень велико; так, метилируя морфин, получают кодеин (см.), феноланизол и т. д.

DIMINUENDO (итал. — буквально «уменьшая»), муз. обозначение для постепенного ослабления силы звучания (см. Динамика).

ДИМИТРИЙ (Даниил) Сеченов (1709—1767), церковный деятель 18 в., ярый проводник колониального режима царской России в области церковно-религиозной политики. В бытность свияжским архимандритом и «правителем новокрещенских дел» в Казани «насаждал православие» среди магометан и язычников, особо «отличившись» в глазах царского правительства насильственным обращением в христианство мордвы. В 1742 ему вручается нижегородская епархия, с 1752 он назначен членом Синода и епископом рязанским, с 1757 — архиепископом новгородским; приветствует восшествие на престол Петра III врсторженно хвалебными речами, но ловко и быстро меняет фронт: государственный переворот 28 июня 1762 застает Д. среди преданных, сторонников Екатерины II. С воцарением Екатерины начинается самая блестящая полоса в карьере Д. Он получает сан митрополита и 1.000 душ крестьян. В письмах к Вольтеру императрица восхваляет Д. как «весьма сговорчивого» первосвященника. Наиболее крупным актом Д. в царствование Екатерины является деятельное участие его в учрежденной 29 ноября 1762 комиссии по отчуждению монастырских земель, к-рая выработала проект секуляризации (1764). Д. считался в дворянских и духовных кругах блестящим оратором и проповедником. Из произведений его напечатаны лишь немногие (см. напр. «Три речи арх. Дмитрия Сеченого», «Отечественные записки», 1839, т. VI, Смесь); они свободны от обычных для эпохи архаизмов и ложно-классич. напыщенности.

Лит.: Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. III, т. XXI, гл. Ill, СПБ, s. а.; Филарет (Гумилевский), Обзор русской духовной литературы, кн. 1, 3 изд., СПБ, 1884; Знаменский И., Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I, Москва, 1880.

ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1582—91), царевич, сын Ивана IV Грозного от седьмой его жены Марии Нагой. После смерти отца (1584) Д. вместе с матерью был сослан в Углич, где 15/V 1591 Д. был найден на дворе зарезанным. Сбежавшаяся толпа посадских людей, озлобленная московскими приказными, под предлогом расправы за смерть царевича убила 12 человек из его московских приближенных. Назначенная из Москвы следственная комиссия установила, что царевич в припадке «падучей» сам заколол себя. Официальному правительственному сообщению в широких народных кругах не поверили и виновником смерти Д. объявили Бориса Годунова. Загадочная смерть Д. и слухи о соучастии правительства способствовали популярности Д. среди народных масс, поднимавшихся в то время на революционную борьбу против крепостничества. Этой популярностью воспользовались служилые люди и казачество, поддержавшие прошедший в 1604 слух о том, что царевич жив и идет добывать свой родительский престол, — именем царевича был назван вождь дворянско-казацкого блока (см. Лжедмитрий). После свержения Лжедмитрия и воцарения Василия Шуйского Димитрий как невинно убитый был объявлен «святым» и «чудотворцем», были открыты и торжественно перенесены в Москву его «мощи» (май — июнь 1606). Политический характер этого торжества очевиден: одержавшему временную победу над массовым движением боярско-купеческому блоку было необходимо «развенчать» Лжедмитрия, подчеркнув ложность молвы о том, что царевич Д. жив. В дальнейшем имя Д. продолжало служить революционным знаменем, вокруг к-рого объединялись восставшие массы: имя Д. присваивалось ряду вождей революции Смутного времени, напр. т. н. «Тушинскому вору» и ряду других.

Лит.: Русская историческая библиотека (изд. Гос. археографической комиссии Росс, академии наук), 3 изд., т. XIII, вып. 1  — Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени, Л., 1925; Покровский М. Н., Русская история с древнейших времен, т. II, 6 изд., Ленинград, 1924; Соловьев С. M., История России с древнейших времен, кн. II и III, СПБ, s. а.; Платонов С. Ф., Древнерусские сказания и повести о Смутном времени 17 века как исторический источник, Петербург, 1888; его же, Очерки по истории смуты в Московском государстве 16—17 вв., 3 изд., Петербург, 1910.

ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ДОНСКОЙ (1350—1389), князь московский (с 1359) и вел. князь владимирский (с 1362), внук московского князя Ивана Калиты, видный участник феодальной борьбы, разгоревшейся вокруг роста Московского княжества, централизовавшего удельные земли. В ожесточенной борьбе за выморочные уделы после моровой язвы 1366—67 сильным соперником московского князя выступил тверской князь Михаил Александрович, призвавший на помощь себе литовского князя Ольгерда. Борьба продолжалась несколько лет и закончилась победой Д., поддержанного татарским ханом. Немалую роль в этом успехе сыграла также церковь, крупнейшая феодальная сила, стоявшая всецело на стороне Д. Наибольшую популярность Д. принесла так называемая Куликовская битва (см.). Политика Д. характеризуется проявлением ряда черт будущего московского абсолютизма: так, с двоюродным братом своим Владимиром Андреевичем Серпуховским Д. заключает договоры, в к-рых обещает кормить его по службе, а Владимир  — служить ему «честно и грозно», без ослушания, не добиваясь великого княжения. В области