Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/431

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

договоры с капиталистическими странами, М. — Л., 1928; Коровин Е. А., Международные договоры и акты нового времени, М., [1924]; Wdrterbuch des Vdlkerrechts und der Diplomatie, begonnen v. J. Hatschek, fortgesetzt u. hrsg. v. K. Strupp, В. II, B. — Lpz., 1925 (cm. ct. «Staatsvertrage»); J e 1 1 i n e k G-., Die rechtliche Natur der Staatenvertrage, W., 1880.

Д, Левин.

ДОГОВОР О НЕНАПАДЕНИИ И НЕЙТРАЛИТЕТЕ,

взаимное обязательство договаривающихся го-, сударств не прибегать к войне друг против друга и не участвовать в военных действиях, направленных третьими странами против . одной из договаривающихся сторон. Обязательство ненападения в международной договорной практике с древнейших времен обычно содержится как само собой разумеющееся во всех союзных договорах и договорах о «мире и дружбе», но в последнее время становится предметом особых договоров — гарантийных, о нейтрализации и т. д. — и таких специальных договоров, как «пакт Келлога». Автором этих договоров специального типа нужно считать сов. дипломатию, впервые применившую их в 1925 (пакт с Турцией) и с тех пор заключившую их с рядом государств (см. Нон-агрессия).

Для. определения истинной ценности Д. о н. и н. решающими являются как направление общей политики заключающих договор государств, так и цели, преследуемые данным договором. В договорах капиталистических государств обязательство ненападения и нейтралитета имеет целью обеспечение тыла участников их для более успешного ведения замышляемой против третьей стороны войны (напр. русско-австрийский договор 1897). Попутно эти договоры и проекты подобных договоров являются для капиталистических государств средством к обману трудящихся и к маскировке подготов^ки к войне. Нередко они превращаются в ловких руках дипломатов в свою прямую противоположность, определяя, при каких условиях война все же допускается и когда (под видом гарантии взаимной помощи, санкций и т. д.) вступление в войну является даже обязательным. Напр. все дипломатические переговоры по пакту Келлога, объявляющему войну «вне закона», и его обсуждение в парламентах были направлены на установление того, какие военные действия все же разрешаются; таким же образом и типовой договор о ненападении, одобренный 9-м собранием Лиги Наций 26 сентября 1928, прямо изымает из-под обязательства ненападения: 1) «законную самооборону», 2) санкции по ст. 16 статута Лиги Наций, 3) действия по п. 7 ст. 15 того же статута против государства, к-рое первое прибегло к нападению. Все это открывает широкие возможности для оправдания войны. Достаточно вспомнить, что напр. в империалистическую войну 1914—18 каждый из участников объявлял, что . он только обороняется. Что касается обязательства соблюдения нейтралитета, то в соответствии с тенденцией современного империализма расширить арену грядущих войн в статуте Лиги Наций и в договорах о взаимной помощи делается попытка формального отрицания нейтралитета. Не переоценивая значения Д. о н. и н., Советское правительство . дало принципиально иную как по внутреннему политич. содержанию, так и по юридич. построению систему Д. он. ин.

ДОГОВОР ТОРГОВЫЙ, соглашение обычно двух самостоятельных государств, определяющее их экономические взаимоотношения. Д. т. заключались уже в отдаленные времена, напр. между государствами древней Греции, между Карфа 838

геном и Римом. Целью Д. т. в более поздние эпохи было добиться права торговли в данной стране с гарантией безопасности имущества.

Со второй половины 19 в. число стран, заключивших торговые договоры, значительно возрастает. В наше время Д. т. носят обычно название «договоров о торговле и мореплавании».

Д. т. различаются по содержанию и длительности, являясь в одних случаях бессрочными с правом прекращения действия договора (денонсиация), долгосрочными (на срок 5—10 лет) или краткосрочными (1—2 года). Нормальный Д. т. включает определение прав граждан каждой из договаривающихся сторон, юридических лиц, условий ввоза и вывоза товаров, таможенно-тарифные постановления, вопросы мореплавания, налоговые, ж. — д. и транзитные.

Д. т. капиталистических стран обычно заключались на основе принципа наибольшего благоприятствования. Этот принцип получил особое развитие в период развитого-промышленного капитализма в эпоху свободной конкуренции. Индустриальные страны стремились путем примененияпринципа наибольшего благоприятствования получить льготы или привилегии, к-рые были предоставлены другим странам. Добиваясь формального равенства в торговле, промышленные страны тем самым устраняли со своего пути более слабых конкурентов, к-рые при одинаковых условиях торговли не в состоянии были выдержать с ними борьбы.

В конце 18 и в нач. 19 вв. Д. т. начали заключаться также на основе принципа уравнения в правах с местными жителями, т. н. национального режима. Принцип этот (traitement national) обычно комбинируется с принципом наибольшего благоприятствования. В практике международных Д. т. первой половины 19 в. применяется также принцип условного наибольшего благоприятствования, или принцип материальной взаимности. Согласно этомупринципу всякая льгота предоставляется при условии определенной компенсации. Этот принцип применяли США. Со второй половины 19 в. условное благоприятствование уступило место безусловному. США отказались от этой практики лишь после империалистической войны, впервые заключив в 1923 (с Германией) договор на основе безусловного наибольшего благоприятствования.

В период империализма область применения наибольшего благоприятствования стала сужаться. Во время войны и в первый послевоенный период, а особенно в период экономического кризиса (1929—33) развитие торговополитических ограничений во всех капиталистических странах привело к коренному изменению содержания торговых договоров. Договоры становятся чрезвычайно краткосрочными, отражая расстройство и неустойчивость международных хозяйственных связей. Вместо наибольшего благоприятствования в договоры вводится разрешение, материальных вопросов ввоза и вывоза, подчас оперативного характера (контингенты,* регулирование торгового и платежного баланса, валютные отношения, товарообмен и т. д.).

Особое место занимают т. н. капитуляцронные договоры; это — неравноправные договоры (см. Капитуляции), в которых предусмотрены особые изъятия из действующего в данной стране порядка для договаривающейся страны. К таким изъятиям относятся: применение консульской юрисдикции, освобождение торговли от 27*