Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/44

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

тающего нужду в добродетель. Он с презрением говорит о тех, кто судит о величии народов по развитию торговли и изобретений, кому изобретение прядильного станка или введение испанского способа овцеводства важнее мировой системы. Философия Шеллинга отражает изменение настроений немецкого буржуа под влиянием развития Французской революции.

Передовые немецкие буржуа, восторженно приветствовавшие первые шаги революции, в ужасе отшатнулись от нее по мере ее дальнейшего развития, при виде якобинского террора (Маркс). Философия Шеллинга, родившаяся как-раз после 1793, выражается в повороте от действенного этического идеализма Фихте к более созерцательному, теоретическому, спекулятивному идеализму. Практический разум отступает у Шеллинга перед теоретическим. Центр философских интересов переносится с общества на природу. Его учение находится в связи с развитием послекантовского естествознания. Но в прямую противоположность «докритическим» работам Канта Шеллинг разрабатывает последовательно идеалистическую диалектику природы. Поворот от фихтевской диалектики самосознания к диалектике природы потребовал смены формы идеализма. Оставаясь диалектическим идеалистом, Шеллинг создал его новую форму — объективный диалектический идеализм, к-рый является мостом от Фихте к Гегелю.

Главная заслуга Шеллинга в развитии идеалистической диалектики состоит в том, что он перенес диалектические принципы в натурфилософию. В то время как у Фихте «не-Я» только препятствие для «Я», трамплин для его развития, у Шеллинга «не-Я» становится в центре внимания. Притом «не-Я» из абсолютно тощей абстракции, каким оно было у Фихте, превращается в мистифицированную конкретную природу, в неорганический и органический мир в их многообразии. В натурфилософии Шеллинга ценны не отдельные физические теории и гипотезы, очень часто фантастические и наивные, но самый замысел, самый методологический подход ко всем явлениям природы как к единому диалектическому процессу.

Шеллинг перенес на мистифицированную природу все те диалектические принципы, при помощи к-рых у Фихте совершалась диалектика самосознания: принцип единства, целостности, взаимосвязи, исторический подход, понимание бытия как становления, как развития, совершающегося через противоречия, на основе закона единства и борьбы противоположностей.

Он развил дальше принцип взаимопроникновения всеобщего и особенного и учение о конкретности понятия. Природа Шеллинга есть деятельный субъект, ей присущи все определения, к-рые приписывает субъективная диалектика «Я»  — свобода, автономия, стремление, действенность, движение. Будучи субъектом, природа неудержимо движется. Именно благодаря своей субъективности природа «всегда в становлении, в непрерывном развитии и являет зрелище бесконечной борьбы». В своей натурфилософии Шеллинг проводит принцип идеалистического единства мира. Неорганическая и органическая природа, как и различные сферы той и другой, изучается как последовательные ступени развития единого «абсолютного». Закон единства противоположностей проводится на всем протяжении развития в форме принципа полярности в его различных проявлениях.Шеллинг пространно конструирует соответственно своему методу различные конкретные ступени развития природы, начиная с возникновения материи, понимаемой как продукт изначальных сил, и кончая высшими формами жизни и сознанйя.

Природа в натурфилософии Шеллинга понимается как становящийся дух. Но природа — продукт не субъективного «Я»  — человеческого разума, а мирового духа. Природа и самосознание — две ступени «абсолютного». Природа есть история духа в его бессознательном развитии, в результате к-рого он достигает самосознания. Природа есть «абсолютное», пока оно еще не стало самосознанием. С этой точки зрения познание человеком природы представляется как воспроизведение духом своих предварительных ступеней, как воспоминание о своем развитии, как «трансцендентальная память разума» (эта теория представляет диалектический вариант платоновского идеализма).

В объективно-идеалистической диалектике Шеллинга все развитие, хотя оно и относится к совершенно конкретным предметам, мистифицируется: оно принимает вневременный характер, становится не историческим, а логическим развитием, логической субординацией форм полярности. Оно становится телеологическим: ступени развития организуются как этапы по пути к самосознанию, достижение к-рого маячит как цель всего развития с самого начала. Все это неизбежно приводит к тому, что Шеллинг не обнаруживает диалектики в самой природе, не извлекает, не находит ее в природе, а идеалистически конструирует природу, внося в нее диалектику. Таким образом натурфилософская диалектика является прямой противоположностью материалистической диалектики природы.

В натурфилософии Шеллинга идеалистическая диалектика совершает поворот к «онтологии», к учению о бытии. Но само объективное бытие Шеллинг понимает как продукт сознания. Объективный идеализм представляет собой понимание природы по образу и подобию субъекта, он есть перенесение субъективности на всю природу.

Натурфилософия Шеллинга несмотря на свой идеализм сыграла большую роль в развитии естествознания начала 19 в. Под влиянием Шеллинга находились многие из крупных биологов и физиков той эпохи (Окен, Фарадей, Фуко). Шеллинг оказал сильнейшее влияние на победу в естествознании идеи развития своим учением о возникновении органической материи из неорганической. Он предвосхитил (конечно только в принципе) электромагнитную теорию материи. Энгельс, — жестоко критиковавший идеализм и надуманность натурфилософских построений, отмечал, что все же натурфилософией «были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия» (Маркс и Энгельс, т. XIV, стр. 666).

«Высшим, заключительным фазисом философского движения со времени Канта», завершением немецкого классического идеализма и прогрессивного развития идеалистической философии вообще является философия Гегеля (см.).

На основе достижений своих предшественников Гегель дал развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Величайшей заслугой гегелевской философии было то, что