Страница:БСЭ-1 Том 24. Евреи - Железняков (1932)-1.pdf/23

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Моисеева закона». Навстречу этой мадьяризаторской политике шла как ассимиляторская верхушка еврейства, при всяком случае обнаруживавшая свой венгерский сверхпатриотизм, так в известном смысле и широкие массы ортодоксального еврейства, для которых сущность национальной проблемы заключалась в религии. Этим объясняется тот факт, что хотя разговорным яз. масс был еврейский (идиш), но переписи населения указывали каждый раз на неуклонный рост числа Е., называвших своим родным языком венгерский (в Австро-Венгрии при отнесении к какой-нибудь национальности решающим признаком являлся родной язык).

Так как Е. составляли в венгерской половине монархии ок. 4% всего населения (а в абсолютных цифрах число их к 1900 равнялось приблизительно 900 тыс.), то их участие на стороне мадьяр было довольно существенно для ультранационалистической венгерской буржуазии в ее борьбе со славянским элементом.

Но и в Венгрии, как и в ряде других европ. стран, мелкая буржуазия не могла мириться с беспрепятственным появлением на арене конкурентной борьбы такого опытного и сильного соперника, как еврейский купец, лавочник, ремесленник. И на рубеже 80  — х гг. в Венгрии возникает антисемитское движение, нашедшее себе заметное выражение в политической жизни и литературе. Знаменитое «Тисса-эслярское дело» по обвинению Е. в ритуальном убийстве, приковывавшее к себе внимание страны в течение двух лет (1882—84), привело в ряде мест к еврейским погромам. Но руководящие буржуазные круги Венгрии были, по указанным соображениям, против антисемитского движения, и через несколько лет оно сошло на-нет.

Положение Е. резко изменилось только в итоге мировой войны, после крушения в Венгрии советской власти, к-рая была объявлена восторжествовавшей помещичье-клерикальной реакцией делом рук Е. — большевиков. Много Е. пало жертвой белого террора в первые месяцы после победы контрреволюции. Преследование и терроризирование Е. продолжалось и в дальнейшем и продолжается по сию пору. Равноправие Е. не отменяется только благодаря страху перед заграницей и является скорее бумажным, чем реальным.

Англия. История эмансипации горсти англ. Е. (их насчитывалось к началу 19 в. около 30 тыс., из к-рых 2/3 приходилось на Лондон) представляет обычную для английской политической жизни картину медленного и частичного осуществления реформы, выдвигаемой требованиями жизни и наталкивающейся на упорное и цепкое сопротивление консервативных кругов. В правовом отношении англ. Е., в большинстве своем зажиточные купцы, банкиры и пр., находились к концу 18 в. в гораздо лучшем положении, чем большинство их континентальных собратьев. Но и над ними висел ряд ограничений, особенно чувствительных в сфере общественной и политической жизни, для возможности участия в к-рой требовалась особая присяга по христианскому обряду. Впрочем в этом последнем отношении Е. разделяли участь христианских вероисповедных групп, не принадлежавших кгосподствующей англиканской церкви. Чтобы преодолеть это препятствие,, многие выдающиеся Е. (нцпр. Д. Рикардо, И. Дизраели, отец будущего лорда Биконсфильда и др.) приняли крещение, как это сделала за поколение до них семья финансиста Гидеона. Но это были все же единичные случаи, не характерные для большинства англ. Е.

Между тем роль Е. в экономической жизни страны продолжала неуклонно расти. Во время Наполеоновских войн взошла звезда Натана Майера Ротшильда, одного из членов банкирской династии, игравшей в последующие десятилетия такую огромную роль в финансов, жизни европ. государств.

Наряду с ним выдвинулся ряд друг, крупных финансовых деятелей из Е., как Моисей Монтефьоре, И. Гольдсмит и др.

Среди англ. либеральной буржуазии, с к-рой была тесно связана деятельность еврейских финансистов и купцов, все росло число сторонников предоставления Е. полного равноправия. На очередь дня вопрос этот встал остро после издания в 1829 билля об, эмансипации католиков. В печати и в парламенте началась кампания за эмансипацию Е. В 1833 при либеральном кабинете Грея нижняя палата приняла значительным большинством соответствующий законопроект, отвергнутый однако палатой лордов.

То же произошло и в следующем году: несмотря на многочисленные петиции христианских представителей Сити верхняя палата не пропустила благоприятного дляЕ. билля* Если общее ^решение еврейского вопроса в законодательном порядке потерпело так. обр. неудачу, то некоторые частичные реформы последовали в сфере муниципальной жизни, при приеме Е. в адвокатуру* при выборах их в судьи и т. д. Когда в 1847 в нижнюю палату прошел барон Лионель Ротшильд, сын вышеназванного Натайа Майера Ротшильда, то утверждение его в депутатском звании наткнулось все на тот же вопрос о принесении им присяги по христианскому обряду. Только в 1858 на основе компромисса о формуле присяги между обеими палатами прошел в палату первый еврейский депутат, тот же Лионель Ротшильд, а в 1866 был наконец проведен законопроект, вводивший приемлемую для Е. форму присяги. Этим и было завершено дело эмансипации Е. в Англии. Дальнейшая затем судьба коренных англ. Е, это — судьба особой вероисповедной группы английской средней и крупной буржуазии, спокойно наслаждающейся всеми доступными буржуазии благами жизни: материальным благополучием, видным социальным положением и пр. Антисемитского движения, если не говорить об отдельных незначительных выступлениях, Англия до конца века не знала. Несколько изменилось в этом отношении дело, когда в Англию хлынула волна еврейских беженцев из царской России, спасавшихся от погромов и стремившихся гл. обр. за океан, причем часть их оседала в разных английских портах и особенно компактными массами в Лондоне, в бедней-шей части его, в Уайтчепеле. В Манчестере, Лидсе, Ливерпуле имеются свои маленькие Уайтчепелц. Благодаря преимущественно этим новоприбывшим число Е. в Англии заметно увеличилось, достигнув в 1910 ок.