Страница:БСЭ-1 Том 24. Евреи - Железняков (1932)-1.pdf/31

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

властями, часто не мог быть удовлетворен.

Право гражданства Палестины получается Е. — иммигрантами с трудом.

Банкротство сионизма в создании евр. государства в Палестине свидетельствуется основным фактом: несмотря на то, что еврейская колонизация началась свыше 50 лет тому назад, а после декларации Бальфура прошло около 15 лет, все же в Палестине имеется евреев не более 16—17% по отношению к числу арабов и бедуинов; в последние же годы реэмиграция евреев из Палестины усиливалась, превысив в 1927 и 1928 иммиграцию. Английский империализм, договорившийся в 1917 с сионистами за счет арабских феллахов, в 1930 договорился за счет тех же феллахов, бедуинов и евр. массы с арабскими феодалами-помещиками и арабской буржуазией. Англо-американскому капиталу на создаваемых им предприятиях по электрификации Палестины, по добыче химического сырья в Мертвом море, по проведению Палестино-Иракской ж. д.

Хайфа — Багдад, по проведению нефтепровода Мосул — Хайфа и проч, нужно спокойствие страны и рабочая сила, которая имеется в изобилии среди обезземеленного крестьянства и батрачества. Это и есть одно из соображений, толкающих англ. империалистов в сторону дальнейшего ограничения еврейской иммиграции в Палестину и отказа в требованиях сионистов о расширении прав евреев на Палестину. Сионизм т. о. терпит крах, и это объясняет, почему, несмотря на большое число сионистских партий и фракций, начиная от воинствующих фашистов, т. н. ревизионистов, сторонников Жаботинского, ориентирующихся на САСШ, до «левых поалей-ционистов», прикрывающих свою контрреволюционную антипролетарскую сущность левыми фразами о диктатуре пролетариата, эти партии и фракции так мало разнятся друг от друга. Характерно также, что в Палестине выходят три ежедневных газеты на древнеевр. языке: «Доар Гайом», орган крупной буржуазии и плантаторов, фашистско-империалистический «Гаарец» и «Довор», орган еврейских социал-фашистов. — На деле развитие освободительных и революционных движений в странах Востока, в том числе и в Палестине, таково, что нациднальные вопросы вступили в стадию их разрешения самими трудящимися массами, втягивающимися в коммунистическое движение. До 1929 коммунистическая партия Палестины была оторвана от движения арабских трудящихся масс. С 1929 произошел крутой поворот. На VII Съезде коммунистической партии в Палестине в 1930 было заслушано открытое письмо Исполкома Коминтерна и избран ЦК, состоящий в большинстве из арабов. Евр. коммунисты ведут борьбу с английскими империалистами, с империалистическими захватническими стремлениями сионистов, а также с арабскими помещичьими реакционными элементами. Входя в общепрофессион. организацию евр. рабочих (Гистадрут-Гаклалит), коммунисты ведут внутри ее борьбу как с правыми социалистами, так и с «левыми». В борьбе с коммунистами английские империалисты, арабская буржуазия и сионисты применяют жестокие репрессии — аресты, экономический бойкот и др. Палестинская коммунистиче 58

ская партия призывает к союзу евр. и арабских рабочих, к совместным выступлениям рабочих и арабских крестьян и бедуинов против английского империализма и его союзников-сионистов и арабского националреформизма.

Д, Ш.

ЕВРЕИ В РОССИИ.

До «разделов» Польши Е. жили в России в незначительном числе. Царизм под идеологическим покровом защиты православия ревниво охранял интересы русского капитала от еврейской конкуренции. Известны слова имп. Елизаветы: «От врагов христовых не желаю интересной прибыли». После разделов Польши Е., населявшие отошедшую к России территорию, оказались русскими подданными. Этот переход на первых порах не внес существенных изменений в их экономическое положение: питейные и арендные промыслы, избыточное и отсталое ремесло, мелкая торговля и факторство, ростовщичество и иностранная торговля — эти основные в шляхетской Польше профессии Е. остаются характерными для них и в России. Сельское еврейское население в присоединенных областях было немногочисленно: так, в Могилевской и Полоцкой губ. его численность не превышала (по данным 1780) 11.000 чел.; численность городских и местечковых Е. была значительно выше.

Торговые обороты нек-рых городов достигали довольно крупных размеров: вывозили за границу лен, пеньку, хлеб, растительные масла и семена и др., а ввозили щелк, сукно, кофе, сахар, вина. Необходимо отметить и значительную роль нееврейского торгового капитала (особенно в Полоцкой губ.). Лишь постепенно русская торговля вытесняется еврейской.

Общие тенденций хозяйственного развития шли по линии усиления притока Е. из сел и деревень в города. Противоречия интересов землевладельцев и арендаторов, выселение последних из помещичьих владений, проникновение капитала в новые отрасли производства, рост торговых связей, особенно с заграницей, способствовали этому процессу. Параллельно с ним шел эмиграционный поток на Ю. и Левобережную Украину. Завоевание Новороссии и Черноморских портов, открывших дорогу русской пшенице к заграничным рынкам, более благоприятные условия для развития пром-сти на Ю., закрытие доступа Е. во внутренние губ. России, основание еврейских земледельческих колоний, поощрение колонизации (в т. ч. и еврейской) завоеванного края — были движущими силами этого иммиграционного потока. К 60-м годам выросли уже новые крупные центры со значительной долей еврейского населения (Одесса с 17 тыс. Е., Херсон  — 5 тыс. Е., Кременчуг  — 7 тыс. Е. и т. д.). В этих новых условиях экономическая деятельность Е. получила несколько иное направление. Была нарушена связь, соединявшая ее с помещичьим х-вом, и хотя еврейский торговый капитал и здесь умел хорошо приспособляться к крепостному строю, но это приспособление получает иные формы. Традиционные арендные и питейные промыслы не получили здесь столь широкого распространения; еврейские купцы ведут здесь обширную торговлю, в которой занимает видное место