Страница:БСЭ-1 Том 24. Евреи - Железняков (1932)-2.pdf/120

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

чей совместить положительные стороны объективного наблюдения над психическими проявлениями человека в естественной обстановке, с одной стороны, и лабораторнопсихологического эксперимента, проводимого обычно в искусственных условиях — -с другой. С помощью Е. э. педологи пытаются построить удобную для проявления опреде^ ленных изучаемых форм поведения ситуацию, не ставя ребенка в искусственные условия и не нарушая, как это бывает в лабораторно-психологическом эксперименте, целостности и естественности протекающего акта поведения. Поэтому обычно Е. э. проводится незаметно для самого ребенка; для этого чаще всего используется какая-нибудь обычная деятельность (игра, трудовые процессы, школьные занятия, разговор), причем самая деятельность подбирается так, чтобы она отчетливо выявляла какой-либо один наблюдаемый комплекс детского поведения (напр. трудовую направленность, устойчивость внимания и т. п.). В условиях Е. э. создаются о£обо благоприятные возможности для изучения целостных, жизненных процессов поведения; Е. э. позволяет выдвинуть ряд проблем, к-рые раньше не были доступны для точного изучения. К такому использованию принципов Е. э. можно отнести психологическое исследование эстетических восприятий, дающее ценный материал для ряда искусствоведческих проблем и позволяющее в частности быть использованным в музейном деле, а также ряд работ, связанных с аффективной деятельностью ребенка (Берлинская психологическая школа).

Применение Е. э. ведёт к грубому извращению, когда оно выходит за пределы психологии, педологии. Пример — изучение идеологии путем метода коллизий, применявшегося у нас в отдельных случаях. На Западе наблюдения, проводимые с помощью Е. э., по существу покрывают всю «неестественность» положения трудящихся в условиях капитализма, и выводы, получаемые при этом, направлены по существу к оправданию эксплоатации.

Лит.: Естественный эксперимент и его школьное применение (сб. под ред. А. Ф, Лазурского), П., 1918; Басов М. Я., Новые данные к обоснованию естественного экспериментального метода исследования личности, «Вопросы изучения и воспитания личности», вып. 4—5, П., 1922; Осипова В. Н., б методе индивидуального естественного эксперимента, «Психиатрия, неврология и эксперимент, психология», вып. 1, П., 1922; Артемов В. А., Естественный эксперимент, М., 1927; Коган Т. Л., Психологические исследования эстетических восприятий в свете идеологической направленности, в сб.

«Психо-неврологические науки в СССР», М< — Л., 1930; Katz D. u. R„ GesprSche mit Kindern, В.,, 1928; Lewin К., Vorsatz, Wille und Bediirfnis, B., 1926.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, наука о природе, совокупность знаний человека о природе, при помощи которых человек овладевает природой, подчиняет ее себе. В каждую эпоху уровень Е. определяется в конечном счете уровнем развития производительных сил.

Однако Е., будучи частью «надстройки», находится под существ енным  — влиянием других частей «надстройки», особенно философии и религии, и в то же время в свою очередь . влияет на  — развитие производительных сил. В результате история Е. и его современная структура чрезвычайно сложны. Под влиянием классовых интересов господствующих или борющихся за господ 560

ство классов Е. то развивается (в лице определенных соответствующих классовым интересам отраслей) то деградирует. Развитие Е. в целом идет зигзагами, иногда вспять. Колоссальное развитие производительных сил в эпоху промышленного капитализма вызвало невиданный расцвет Е.

В эпоху империализма, т. е. в эпоху загнивания капитализма, Е. переживает мучительный кризис как результат разрыва, несоответствия между ростом положительных знаний о природе и теми идеалистическими, метафизическими философскими выводами, к-рые из этих знаний делаются. Всеобщий кризис капитализма грозит приостановить развитие Е. в буржуазных странах.

В СССР, стране строящегося социализма, используется с критической переработкой весь накопленный буржуазией фонд научных достижений. Но здесь этот фонд охватывается методологией диалектического материализма, уже с громадным успехом примененной Марксом, Энгельсом и Лениным к общим вопросам Е. и получающей все бблыпую конкретизацию в процессе применения Е. в строительстве социализма, в напряженной борьбе с идеализмом и с извращениями диалектического материализма.

Науке и в частности Е. принадлежит в построении социализма выдающаяся роль.

Огромное значение теории для революционной практики есть одно из основных положений ленинизма. Только теория «дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы, уверенность в работе, веру в победу нашего дела» (Сталин). Невиданный в мире рост производительных сил как результат правильной политики ВКП(б), огромное внимание к теории, распространение знаний среди широчайших масс и наличие единственной, способной обеспечить дальнейшее развитие современного Е. методологии — являются предпосылкой для невиданного роста Е. в процессе строительства социализма и в социалистическом обществе.

Ход развития Е. в целом, а также любой его части, происходил и происходит по следующему диалектическому закону (Ленин, XII Ленинск, сб;, стр. 290—92, «План диалектики Гегеля», а также IX сборник, стр. 182—83). Сначала впечатления о предмете мелькают перед человеком, затем устанавливаются тожества и различия, растет знание опосредствований, связ ей, приводящее к познанию причин и следствий, сущности явления. Все эти ступени познания проверяются практикой и через эту проверку приходят к истине. В еще более сжатой форме этот же по существу закон выражен Лениным в словах: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от негок практик е  — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальт ности».

Зачатки знания имеются уже на примитивнейшей стадии человечества, на грани с животными, напр. знание о съедобности тех или иных растений.. Из этой примитивной практики постепенно вырастает Е. Этот рост шел и продолжает итти по двум линиям: с. одной стороны — систематизация и расширение фактического материала, с другой  — теоретическое осмысливание его.