Страница:БСЭ-1 Том 24. Евреи - Железняков (1932)-2.pdf/122

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Практика предшествует Е., в дальнейшем развитие знания и практики переплетаются, подталкивая друг д£уга. Путь развития усложняется, стадии переплетаются, развитие идет несколькими циклами. Возьмем напр. использование огня. Столкнувшись е огнем (в виде ли вулкана или молнии), человек еще в стадии животного познал не-' которые следствия: уничтожение растительности, жар, ожоги. Решающий пщг к очеловечению  — использование орудий (Энгельс) — в данном отношении состоял в умении сохранять и вновь раздувать огонь и использовать его для обогревания, для охоты, а затем и для варки пищи. Потом уже пришло умение добывать огонь.

На достигнутом уровне человечество оставалось тысячелетиями. Только в античности проявляются проблески Теории, и лишь в 18—19 веках наступает новый цикл развития: устанавливается химическая сущность горения. Развитие производительн. сил в нашем примере сказалось в переходе от примитивной техники к машине, в частности в появлении паровой машины. Как следствие применения паровой машины создается теория использования тепла (термодинамика). Этот цикл, соответствующий капиталистической' эпохе, дает все более высокие формы применения огня, уже на основе термодинамики (паровые турбины и т. п.).

В развитии Е. в целом переплетаются указанные моменты развития в познании каждого предмета. При этом в каждую . эпоху и в каждой общественной формаций развиваются именно те отрасли и именно в том направлении, какие указываются экономическими потребностями общества (в интересах его правящих классов). Так например, для древних восточных культур (Египта, Вавилонии), основанных на интенсивном земледелии с искусственным орошением, характерно раннее развитие астрономии (в связи с времяисчислением), развитие элементарной математики (применение прежде всего в сложной податной системе, землемерии и отчетности). Пример этих культур показывает нам в то же время двойной характер использования науки в интересах правящих классов. Во-первых, правящие классы применением науки непосредственно улучшают свое хозяйство, во-вторых, сохраняя за собою мюнополию науки (в руках жречества), они Приобретают могучее орудие идеологического воздействия.

Предсказание момента разлива Нила служит обеим задачам. Знание астрономии используется в виде астрологии для укрепления роли жрецов.

В эпоху укрепления городских торговопромышленных слоев в античностии затем в* государствах арабской культуры развиваются астрономия, математика, география, связь к-рых с огромной ролью торговли в указанных культурах ясна. Продолжается также развитие механики, начавшееся для строительных целей еще в Египте, физика же и химия находятся ещё в зачаточном состоянии в смысле теории, хотя накапливалась* практика в области крашения, керамики и металлургии; биологич. науки, находившиеся в стадии самой первоначальной и часто неверной ориентировки,ограничиваются перечнями животных и растений (Плиний).

Но зато в греческих республиках общие проблемы природы впервые были поставлены не религиозно, а философски. Греческая натурфилософия проникла, чрезвычайно глубоко. в суть вопросов несмотря на недостаток опытного материала. Она видела в природе движение, развитие, заложив основу как диалектике (Гераклит и др.), так и материализму (Левкипп, Демокрит). Созданная последними гипотеза об атомах (см.) возродилась и оправдалась только в новейшем естествознании.

Но действительное начало современного Е. относится к эпохе Возрождения (см.), к 15—16 вв., к эпохе роста буржуазии, утверждающей свое общество на смену феодальному. Расцвет начался опять-таки с тех же наук, связанных с торговлей и простейшим производством, — математики, астрономии, географии, механики. С ростом пром-сти ускоряется (17—18 вв.) рост наук, представляющих основу промышленной техники — физики и химии.

Буржуазная наука нового времени была сильна в начальный период неутомимой пытливостью, с к-рой она добивалась познания законов природы, ставя знание на место религии. Е. было одним из главных орудий в идеологической борьбе буржуазии с отживающим феодализмом и поддерживающей его религиозной идеологией (Коперник, Бруно, Галилей, оба Бэкона и т. д.). Ход этой борьбы включал конечно ряд компромиссов и измен — часть ученых поддерживала религию' и политическую реакцию либо занимала двойственную позицию. Открытие законбв планетных движений Кеплером и их включение в общий закон тяготения Ньютоном — наиболее блестящий результат эпохи. Религиозное мышление сменилось метафизическим детерминизмом, видевшим во всей природе строжайшее, не допускающее исключения действие вечных законов. Для бога места не оставлялось вовсе либо ему сохранялась роль «первого толчка», после к-рого дальнейшее его вмешательство запрещалось. Это был своеобразный ранний материализм, особенно в Англии (Ф. Бэкон).

Характерной чертой Е. нового времени, от 15 до 18 в., было его общее воззрение, «центром к-рого является учение об абсолютной неизменности природы.

Всякое изменение, всякое развитие в природе отрицалось. Революционное вначале Е. оказалось вдруг перед насквозь консервативной природой, в к-рой все и сегодня так, как было от начала, и в к-рой все долж*но было оставаться до скончания мира или во веки веков таким, каким было от начала» . (Энгельс). Это Е., отрицавшее исторический момент в природе, отрицавшее развитие и переходы, могло иметь большие успехи в индуктивном, . эмпирическом открытии законов, но не могло не отстать в теории; оно не могло до конца преодолеть идеализм, а в своей материалистической ветви оставалось на примитивной ступени механистического мировоззрения.

Таково естествознание в период 15—18 веков, названный Энгельсом метафизическим периодом в развитии естествознания (см.).

Однако сам накапливаемый наукой ма-