Страница:БСЭ-1 Том 24. Евреи - Железняков (1932)-2.pdf/133

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

сивности далеко оставил за собою Европу и Америку. Сеть научных ин-тов увеличилась в несколько раз, построены большие лаборатории, отпускаемые на науку средства абсолютно и относительно (к бюджету) больше средств любой страны. Рост научной работы в СССР сказывается между прочим в росте числа, объема и значения научных журналов по Е. и в значительном, все возрастающем месте, которое занимают работы советских ученых в иностранных научных журналах.

Научная работа в СССР вовлекается в общую цель — строительство социализма. Это открывает перед Е. громадное поле деятельности и невиданные перспективы. Е. должно явиться орудием для социалистической реконструкции народного хозяйства, для невиданного роста использования естественных производительных сил, для создания и внедрения в практику новых способов добычи и переработки сырья, новых энергетических ресурсов, словом для осуществления лозунга «догнать и перегнать» передовые капиталистические страны. «Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет» (Сталин). Другой сталинский лозунг — овладение техникой — также полностью относится к Е., теоретической основе техники. «Самое важное с точки зрения строительства мы уже сделали. Нам осталось немного: изучить технику, овладеть наукой. И когда мы сделаем это, у нас пойдут такие темпы, о которых сейчас мы не смеем и мечтать» (Сталин).

Включая научную работу в общий план строительства, Сов. власть однако никогда не сужала ее задач непосредственно узко прикладными целями. Коммунистическая партия, одержавшая победу благодаря мощному теоретическому оружию — учению Маркса-Энгельса-Ленина, — никогда не страдала недооценкой теории.

Кадры ученых, унаследованных от прежней России, оказались количественно ничтожными перед громадностью задач и качественно в известной части неспособными эти задачи охватить и включиться должным образом в их решение. Даже оставляя в стороне открытые контрреволюционные выступления и вредительство, масса естественников была воспитана во всех вреднейших традициях буржуазной науки. Индивидуализм в работе, выбор темы «по влечению» (а на деле  — в подражание европейской моде), отрыв от практики, . кабинетный характер работы, неспособность к плановой работе, аполитизм якобы «чистой» науки, эклектичность и — главное — негодная идеалистическая методология — все эти черты стали помехой на пути даже лучшей части естественников, безоговорочно ставшей на путь работы с Советской властью. Хотя ряд виднейших ученых вскоре начал с энтузиазмом отдавать свои силы научным и техническим задачам, выдвинутым строительством, указанные общие недостатки требовали скорейших количественных и качественных перемен. С 1926 началась массовая подготовка молодых ученых (аспирантов), число к-рых по одному Е, составляет несколько тыся^чел^. Широко пользуясь знаниями старые г специалистов и предоставляя вд t щирош^возможности работы, Советская-идасть выдвинула про 586

блему создания новой научной смены из представителей рабочего класса. Процент рабочих и членов партии быстро растет, в т. ч. и за счет вступления в партию передовых ученых из старых кадров. Наука становится частью общей работы по социалистической реконструкции, что ставит и перед Е. вопрос о планировании научной работы. Планирование работы по Е. включает не только’ увязку работы сотен учреждений и тысяч людей, правильную расстановку сил, но и выдвижение проблем, решающих для того или иного этапа* Возрастающее значение приобретает планомерное сотрудничество различных отраслей по общей (комплексной) теме.

Задачи Е. в СССР после вступления в период социализма и развернутой работы по его укреплению и завершению, самый характер и размах этой работы настолько отличны от условий капиталистических стран, что выросшее на зап. — европейском примере Е. оказывается недостаточным для решения этих задач. На очередь становится не только количественный рост Е., не только планирование работы, но качественная перестройка Е., реконструкция Е. на марксистской основе.

Широкие круги естественников в СССР начинают осознавать эту задачу, которая, разумеется, требует длительной и серьезной работы и немыслима без глубокого проникновения марксистской теории в среду естественников. Тяга к овладению марксистской теорией, жажда сознательно применять еев естествознании охватили широкие круги.

Большое влияние на проникновение марксистской теории в естествознание оказала работа ИКП, в составе к-рого с 1924 возникло естественное отделение, а позже самостоятельный институт Красной профессуры по философии и естествознанию, а также работа учреждений Коммунистической академии.

Борьба за овладение естествознанием на основе марксизма-ленинизма сопровождалась и сопровождается ошибками как механистического, так и меныпевиствующе-идеалистического порядка. Эти же ошибки сказывались иногда в замене подлинного проникновения марксистской диалектики в естествознание чисто словесным навязыванием квази-марксистской фразеологии.

Важнейшей идеологической задачей является конкретизация и развитие методологии марксизма-ленинизма, т. е. материалистической диалектики в конкретных областях Е. Оно не может происходить в отрыве от непосредственной практической работы естественников в построении социализма и предполагает овладение итогами буржуазной науки и ее критическую переработку.

Развитие марксизма-ленинизма в области Е. происходит в непримиримойДборьбе с идеализмом и с уклонениями от диалектического материализма.

Лит.: Руководящие марксистские работы  — Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., т. XIII, 2 (и 3) изд., М. — Л., 1928. Кроме того богатый материал в философских работах Ленина («Ленинский сборник», IX, 2 изд., М. — Л., 1931, и XII, М. — Л., 1930); Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 5 изд., М. — Л., 1931; его же, Диалектика природы, 5 йзд. у'М. — Л., 1931; СталинИ., Вопросы ленинизмжр9 изд., M. WI., 1931, особенно главы и речи, посвященные роли теории. Марксистские теоретич.