Страница:БСЭ-1 Том 25. Железо - Зазор (1932).pdf/102

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

и отсталость самих женщин и т. д., и освобождение женщины от «домашнего рабства».

Для практического осуществления завоеванных благодаря революции прав, для участия в деле социалистического строительства предстоит огромная задача организации и воспитания миллионных масс работниц и крестьянок, выполняемая образованным еще в 1918 при ЦК Российской коммунистической партии женотдел ом (см., ниже — Женское коммунистическое движение в Союзе ССР). Вполне естественно, что употреблявшиеся^ Советской России методы работы среди женщин послужили примером и образцом для соответствующей работы в возникших на Западе на почве разрыва с партиями 2 Интернационала компартиях.

Первые шаги коммунистического Ж. д. были трудными, как трудным было вообще начало коммунистического движения на Западе. Во многих компартиях, хотя и вобравших в себя революционный авангард пролетариата, еще давали себя знать традиции 2 Интернационала с его пренебрежительным по существу отношением к проблемам Ж. д.

Поэтому первые большевистские резолюции о работе среди женщин были непривычныдля коммунисток Запада, и потребовалось немало времени, пока был найден общий язык между советскими и европ. коммунистками.

Кадры для работы среди женщин были ничтожны и не имели еще достаточной политической выучки. Сношения с Советской Россией, охваченной гражданской войной и окруженной кольцом блокады, были крайне затруднительны, и накопленный здесь опыт работы среди трудящихся женщин лишь медленно просачивался на Запад. Все эточне могло не повлечь за собой ряда ошибок»; в работе нек-рых зап. — европ. компартий. Так например, голландские коммунистки, . создавая в 1919 «Революционно-социалистический женский союз», нарушали основное правило работы среди женщин, согласно к-рому не должно быть особых женских организаций.

Такая же тенденция организовать работу среди женщин отдельно от партии наблюдалась и в нек-рых других компартиях у ряда товарищей (в Скандинавских странах, в Австрии и пр.). Наряду с этим встречался и противоположный, «левый» уклон, — защитники к-рого отрицали необходимость специфических методов работы среди женщин. Так, франц. товарищи полагали, чтЬ работа среди женщин должна быть начата лишь после установления диктатуры пролетариата, ибо работницы слишком задавлены» капитализм мом и пассивны. Аналогичные тенденции обнаружились и на первой Международной женской коммунистической конференции, состоявшейся в июле 1920 в Москве. Эта конференция, 'на к-рой присутствовала 21 делегатка от 16 стран, не была заранее подготовлена и организована, а была, так сказать, наскоро импровизирована с целью установления единообразной линии поведения в вопросах Ж. д. группой делегатов, прибывших на II конгресс Коммунистического Интернационала. Несмотря на это работы конференции оказались очень плодотворными для дальнейших судеб коммунистического. Ж. д., наметив основные вехи его.

Конференция признала необходимость организации особых аппаратов при партияхдля работы среди женщин, а также руководящего центра при Исполкоме Коминтерна в Москве. Был принят манифест к трудящимся женщинам всех стран, призывавший их примкнуть к борьбе за осуществление диктатуры пролетариата и крестьянства. В тезисах, обращенных к коммунистическим партиям всего мира, устанавливалась, во-первых, необходимость коммунистической работы среди женщин, без содействия к-рых невозможно завоевание власти пролетариатом и торжество коммунизма. Далее, в них разоблачалась истинная физиономия 2 Интернационала, к-рый, совершая предательство по отношению ко, всему рабочему классу, являлся в частности предателем также интересов работницей выяснялась роль 3 Интернационала в деле освобождения работниц, как и всего пролетариата. Наконец в тезисах намечались организационные формы работы среди женщин. В отличие от 2 Интернационала, никогда не бывшего централизованной пролетарской организацией с обязательной для входивших в него партий дисциплиной, 3 Интернационал являлся единым центром авангарда мирового пролетариата; единство организационных форм и в работе среди женщин являлось здесь непременным условием, чему конечно'ше противоречила дифференцировка этой работы, в зависимости от различия обстановки в разных странах. Тезисы указывали различные типы работы в капиталистических странах, где пролетариат еще только борется за власть, в странах, где эта власть им уже завоевана, как в Советской России, и в странах, находящихся еще на докапиталистической г стадии развития, как страны Востока. Выдвигая для капиталистических стран ряд ^требований по охране труда работниц и по охране материнства, тезисы однако подчеркивали частичный характер их и запоминали, что только завоевание власти‘пролетариатом прйнесет работницам полное освобождение. Тезисы разумеется могли дать только общие принципы, общую, установку в работе среди женщин.

Выяснение же; конкретных форм и методов этой работы должно’ была быть предоставлено времени.

7 В ноябре 1920 при Коминтерне, в соответствии С постановлениями 1-й конференции коммунисток, был учрежден Международный женский секретариат. Международным секретарем была назначена К. Цеткин.

Местопребыванием секретариата была избрана'Москва, но он имел также своих представителей в капиталистических странах. Кроме постоянных членов секретариата имелись для связи с работой в отдельных странах еще корреспондентки — представительницы каждой страны.^Немедленно по своем конструировании секретариат приступил к изданию агитационной литературы для работниц капиталистических стран, а также к налаживанию связей между ними.

Весной 1921, по постановлению Исполкома Коминтерна, стал выходить, под редакцией К. Цеткин, международный женский журнал на нем. яз. «Die Kommunistische Fraueninternationale», к-рый стоял бесконечно выше соответствующего журн. 2 Интернационала «Gleichheit»1, бывшего в конце-концов лишь женским органом герм. с. — д. партии.

Основной задачей журнала был обмен опы-