Страница:БСЭ-1 Том 25. Железо - Зазор (1932).pdf/114

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

замужнюю, на фабрику. Женщин, живущих на свой заработок, по переписи 1897, в России было около 6*млн.

Еще более тяжелым было положение женщины-работницы в разлагавшемся ремесле и домашней пром-сти. Крестьянки (беднячки и середнячки) в большинстве районов разделяли с мужчиной всю тяжесть основных работ крестьянского хозяйства, а коегде управлялись на поле только собственными силами.

Несмотря на тяжелые условия, в которых приходилось работать женщине, несмотря на ничтожно низкую оплату труда, все же общественно-производительный труд женщины на фабрике и заводе давал ей известную возможность выходить из узких рамок семейного уклада на широкую дорогу своего освобождения. Только пройдя тяжелый путь работы на капиталистической фабрике, женщина-работница в дореволюционной России могла приобщиться к революционной борьбе рабочего класса, к-рая привела его к победе в октябре 1917.

Буржуазное женское движение в дореволюционной России имеет своей основой

стремление женщин нек-рых слоев имущих классов получить в пределах буржуазного, общества одинаковые права с мужчинами.

Стремясь в различные периоды своего развития опереться на женские трудящиеся и пролетарские слои, буржуазное Ж. д. пытается подойти к пролетарке и вести ее за собой путем затемняющих пролетарское классовое сознание лозунгов, проповедуя объединение женщин различных классов в борьбе за «женское равноправие», за освобождение женщины, якобы возможное в пределах •общества, основанного на частной собственности. Т. н. женский вопрос появляется в России в эпоху «освободительного движения» 60  — х гг. прошлого столетия и выливается в стремление женщины привилегированных классов обеспечить себе равноправное положение с мужчиной, освобождение от гнета •семьи, экономическую самостоятельность, возможность жить своим трудом. В связи с этим особенно остро встал вопрос об образовании женщин, о допущений их в высшие учебные заведения. Под этими лозунгами и начинает развиваться буржуазное Ж. д. в дореволюционной России. Еще в 1859 начал издаваться журн. «Рассвет»  — поборник женского образования. В 1860 в Петербургском и Харьковском ун-тах на лекциях стали появляться женщины в качестве вольнослушательниц, но это носило не официальный, а, так сказать, явочный характер. При выработке университ. устава 1863 женщины все же не получили официального доступа в университеты. В 1864 вопрос о высшем женском образовании в России замер, и с этого времени женская молодежь из имущих классов в значительном количестве устремляется в заграничные ун-ты. Напуганное ростом революционного движения учащейся молодежи, и особенно заграничной ее части, царское правительство рядом мероприятий затрудняет учащейся молодежи, особенно женщинам, доступ в заграничные университеты.

Вопрос о получении женщиной высшего •образования получил дальнейший толчок только в 1872, когда в Москве были открыты первые женские курсы проф. В. И. Геръе б.

с. э. т. XXV.(см.). Курсы Герье являлись частным учебным заведением, взимавшим высокую плату за ученье, число слушательниц колебалось от 70 при их открытии до 256 в 1884—85. В Петербурге были открыты в 1869 подготовительные, т. н. Аларчинские курсы для женщин. Высшие женские курсы открылись и в нек-рых провинциальных городах. В 1881 в Петербурге открылись Бестужевские курсы, которые назывались так по имени проф.

К. Н. Бестужева-Рюмина (см.), стоявшего во главе их. Доступ на женские курсы был ограничен, хотя эти ограничения изменялись в зависимости от того или иного политического курса самодержавного правительства.

В русской литературе 1860—70  — х годов «женский вопрос» нашел свое отражение в ряде произведений как художественных, так и публицистических. Появились женщиныписательницы. Радикальные писатели-разночинцы Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, М. И. Михайлов уделяли много внимания вопросам о положении женщины в рус. обществе. Ряд их статей печатался в лучших органах того периода, в «Современнике», «Русском слове» и др. Большое место вопросу об освобождении женщин отводит Чернышевский в своем романе «Что дел ать?». В этом романе отражается стремление разночинной передовой учащейся молодежи, в т. ч. и женщин, к устройству бытовых коммун в виде протеста против частнособственнических устоев буржуазной семьи. К этому же времени относится стремление девушек из мелкобуржуазной среды освободиться от семейного гнета путем бегства из семьи, заключения фиктивных браков и т. п.

В буржуазном Ж. д. очень рано обозначаются два русла. Вместе с так назыв. освобождением крестьян и развитием капиталистических отношений ускоряется процесс разорения мелкопоместного дворянства и образования особого мелкобуржуазного слоя разночинцев (см.). Женщина, вышедшая из мелкобуржуазной или разорившейся помещичьей семьи, женщина-разночинка, в силу своего экономического положения вынужденная добывать себе средства к жизни личным трудом, изучать ту или иную профессию, в этом своем стремлении особенно чувствовала все те препятствия, к-рые ставили ей как самодержавный политический строй, так и неразвитые капиталистические отношения, обусловливавшие сравнительно незначительное применение интеллигентного труда.

Женщина из этих слоев пополняла ряды радикалов, т. н. нигилистов (см. Нигилизм), стремившихся к коренной ломке всех крепостнических устоев, к борьбе с невежеством и косностью, к новым формам жизни, к новой идеологии, что вызывало враждебное отношение к ним либерального общества. Среди женщин этих слоев очень рано обнаружилось стремление к образованию, к-рое рассматривалось уже не как самоцель, а как средство «служения народу» путем передали знаний низшим классам (работа в воскресных школах и т. п.).

В  — этих слоях женщин очень рано появляются социалистические настроения. Радикально настроенные женщины отходят1 от чисто Ж. д., отдаваясь вопросам общего 8