Страница:БСЭ-1 Том 25. Железо - Зазор (1932).pdf/217

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ЖИЗНЬно приспособленными к условиям того мех ста, где они обитают.

VI. Старость и смерть.

Всякое живое существо проходит нек-рый цикл развития от зарождения организма до прекращения его индивидуального существо^вания, смерти. Обычно процесс индивидуальной Ж. имеет три периода: восходящий (молодость) и нисходящий (старость), соединенные между собой б. или м. длительным периодом зрелости. При громадном разнообразии форм Ж. -, сложившихся в процессе долгой и сложной эволюции ее на земле, при отсутствии резких разграничительных линий между различными закономерностями Ж. естественно, что этот основной закон цикличности индивидуальной Ж. приобретает самые различные формы, порой осложняющие и затемняющие проявление этого закона. Изучение этих различных форм Ж. и смерти привело к отрицанию необходимости смерти, к идее индивидуального бессмертия прежде всего у одноклеточных. Мопа показал, что через 100—300 делений в культуре инфузорий наступает депрессия и смерть.

Р. Гертвиг подтвердил наблюдения Мопа й подметил, что выживают лишь экземпляры, проделавшие конъюгацию — низшую форму полового размножения. Калкинсу удалось провести при помощи различных воздействий на культуры парамеций 742 поколения без конъюгации, но в конце-концов наступала гибель культур. Вудреф и Эрдман в своих обширных опытах в течение свыше 20 лет провели более десятка тысяч поколений парамеций, последовательно пересаживая их по одиночке в несколько капель питательного раствора. Они наблюдали периодически наступающую реорганизацию организма парамеций, сопровождающуюся выбрасыванием частиядраипротоплазмы (частичная смерть).

Эти наблюдения подтверждены на других простейших Р. Гертвигом и др. В самое последнее время были опубликованы опыты ряда биологов (Hammerling и др.), получавших тысячи поколений простейших без всяких депрессий; это достигалось главным образом уменьшением кормления и его регулированием.

Другая группа исследований заключается в попытках ряда биологов добиться «экспериментального бессмертия» не только простейших, но и других низших, организмов.

Рубнер пытался устранить смерть и размножение у дрожжей путем регулирования питания; он добился устранения роста, но его культуры скоро после этого гибли. М. Гартман стремился устранить размножение у Gonium pectorale, помещая их в концентрированные питательные растворы; животные не размножались, увеличивались в размерах, но вскоре гибли. В дальнейшем М. Гартману удалось сохранить живыми и неразмножающимися в течение долгого времени экземпляры Stentor coeruleus и еще лучше  — амёб путем систематических ампутаций с последующей регенерацией. Гетшу удалось путем повторных ампутаций регенерировавшей задней половины тела гидры только задержать размножение, но не предотвратить его; но заставляя гидр голодать, Гетш получил экземпляры, живущие у него, не размножаясь, несколько лет, т. е. значительнодольше обычного срока Ж. гидр. Гартману удалось у одной планарии Stenostomum leucops путем* повторных ампутаций сохранить «индивидуальное бессмертие». Геммерлингу тоже удалось показать длительную жизнь без размножения у олигохеты Aelosoma Hempriclri. Что касается опытов над более высокоорганизованными животными, то они не давали результатов.

Все эти экспериментальные данные показывают, что на низших ступенях развития Ж. «индивидуальное бессмертие» достигается только при условии периодической частичной гибели (путем напр. ампутаций) и связанной с этим глубокой перестройки всего организма (напр. при голодании). В виду этого факта, констатируемого всеми авторами, говорить об индивидуальном бессмертии в том смысле, что продолжает жить один и тот же индивидуум, было бы произвольным. Правильнее было бы сказать, что при «экспериментальном бессмертии» возникает новый индивид путем частичной гибели и перестройки за этот счет старого индивида.

Что же такое индивид? Уже Энгельс писал в «Диалектике природы»: «У низших животных невозможно строго установить понятие индивида. Не только в том смысле, является ли вот это существо индивидом или колонией, но и по вопросу о том, где в истории развития прекращается один индивид и начинается другой». Все приведенные опыты, к-рые якобы должны доказать потенциальное бессмертие, на деле подтверждают и иллюстрируют мысли Энгельса. Непрерывный процесс диссимиляции — ассимиляции живого белка, составляющий основу Ж., происходит всегда в рамках определенной формы, структуры, определяющей как закон цикл этого процесса; каждый в отдельности момент этого процесса определен всей структурой в целом, и чем выи/е развитие, тем в большей мере; эта непрерывность материальных изменений, зависящих от определенной структуры, и обусловливающих ее, и составляет ту закономерность в Ж., к-рую мы обозначаем как индивидуальность, индивид; закономерность эта — историческая, развивающаяся.

Если отрезать у аксолотля или головастика конечность, она вновь регенерирует, и при этом не происходит такой глубокой перестройки всей структуры животного, к-рая нарушала бы весь цикл его Ж.; поэтому здесь нельзя говорить о гибели индивида и возникновении нового индивида. В опытах же «экспериментального бессмертия» происходит, как мы видели, глубокая перестройка структуры, к-рая обусловливает перерыв непрерывного развития, смерть, — или в форме перехода Ж. в другие формы движения (химическую прежде всего) или в форме начала нового цикла Ж. (размножение), и эта последняя форма, создавая непрерывность Ж., осуществляется т. о. через бесчисленные перерывы, смерть индивидов. Лишь на высокой ступени развития Ж., у высших животных, и в особенности у человека, индивидуальность отражается также и субъективно. «Я» т. о. есть нечто производное, и Дриш, рассматривая смерть как разрушение субъекта, «я», трактует индивидуальность идеалистически, будто «я» создает Ж. материального индивида, а не, наоборот, «я» создается жизнью материального индивида.