Страница:БСЭ-1 Том 25. Железо - Зазор (1932).pdf/333

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

В эти же годы появляются литературнокри тические журналы: «Гаракута-бунко», «Сигарами-дзасси». Первый ориентировался на «учебу у феодальных классиков», второй призывал к изучению западной литературы.

Органом литературной группы университета Васэда был существующий поныне «Васэда-бунгаку»; органом молодежи, представляющей романтическую школу в поэзии, был недолго существовавший, но чрезвычайно вл ийтельный «Бунгаку-кай».

После Японо-китайской войны, открывшей дорогу к внешним рынкам, к колониальным захватам, исключительно укрепившей японский капитализм изнутри, национализм перешел в новую стадию «японизма», «универсализма»  — этих первых идеологических • вывесок зарождающегося японского империализма. Органы этого движения  — «Нихон-сюги» (Японизм), «Сэкай-но Нихон» (Мировая Япония). Органом молодого поколения сделался Ж. «Тайо» (Солнце), превратившийся потом во влиятельнейший общественно-политический Ж., отражающий новую фазу в развитии борьбы буржуазии за свою долю власти (борьба за партийный кабинет). В новую фазу вступили и литературные журналы: наряду с «Тэйкоку-бунгаку», органом императорского университета в Токио, появились «коммерческие», массовые литература, журналы: «Синсёсецу» (Новый роман), «Бунгэй-ку-рабу» (Литературно-художественный! клуб). Тогда же делается первая попытка создания социалистического журнала  — «Род-Сэкай» (Рабочий мир), в котором принимал участие т. Катаяма.

После Русско-японской войны, окончательно укрепившей японский империализм, а с другой стороны, вызвавшей сильное обострение классовых противоречий внутри страны, число журналов сильно растет.

Ведущую роль играет «Тайо»  — орган радикальной мелкой буржуазии; интересы растущей индустрии отражает «Дзицугё-но Нихон» (Промышленная Япония); агрессивно-империалистические интересы представляет «Син-Нихон» (Новая Япония), а также «Нихоп оёби нихондзин» (Япония и японцы). Постепенно однако на первый план выдвигается «Тюо-корон» (Центральное обозрение), отражающий борьбу буржуазии за политические права. Продолжаются попытки левой интеллигенции создавать социалистические Ж.: «Хикари» (Свет), «Синкигэн» (Новая эра).

С империалистской войны и в особенности после нее в связи с рядом кризисов, развитием рабочего и крестьянского движения и сильнейшим полевением мелкой буржуазии на первое место выходит левая журналистика: толстый ежемесячник «Кайдзо» (Реформы) — орган левой буржуазной интеллигенции, профессиональных политиков, деятелей рабочего и* профессионального движения, ведущий борьбу за расширение буржуазных «свобод». На левом фланге стоит Ж. «Кайхо» (Освобождение) — орган анархиствующих мелкобуржуазных социалистов, существовавший впрочем только несколько лет. На первое место в литературе выходит орган неореализма «Бунгэй-сюнсю» (Весна и осень литературы), а также «Мита-бунгаку»  — орган ун-та Кэйо.В настоящее время в Японии ведущая роль принадлежит толстым общественно-политическим ежемесячникам «Кайдзо» и «Тюокорон», постоянно печатающим статьи о кризисе и даже гибели капитализма, следящим за развитием рабочего, профессионального и революционного движения. Эти журналы тем не менее терпятся господствующей буржуазией как сравнительно безопасные клапаны для выхода боевого пыла мелкой буржуазии, ас другой стороны, как органы, ведущие в общем монархическую и империалистическую линию. В остальном оба журнала достаточно политически беспринципны.

Коммерческие установки заставляют их гнаться' за статьями популярных деятелей текущего дня, интересоваться всеми, «о ком говорят», начиная с Ленина и кончая нынешним военным министром Араки и национал-социалистом Акамацу. Облик обоих журналов: отдел основных статей по текущим политическим, экономическим и социальным вопросам, отдел очерков на те же темы, отдел очерков общего содержанияг статьи и заметки на литературные темы, отдел беллетристики. Средний размер номера ок. 500 страниц. Цеца 50 сэн (ок. 50 коп.) и 80 сэн. Вообще с 1928 цены самых крупных Ж. не превышают обычно 50 коп. за номер.

Очень большое количество Ж. посвящена специальным вопросам: экономическим  — «Кэйдзай-орай», «Экономист», «Тойокейдзай»; финансовым  — «Дайамондо»; специально дипломатическим  — «Гайкодзихо»,« Кокусайтисики»; правовым  — «Хорицу-дзихо» и «Хорицу-хёрон»; социальным  — «Сякай-сэйсаку-дзихо»; педагогическим  — «Кёикудзирон»; сельскому хозяйству  — «Ногё-сэкай»; искусству  — «Кокка» и «Atelier»; театру  — «Энгэки-гахо». Кроме того существует масса специальных Ж. по отдельным отраслям знания, органов научных обществ и учреждений, высших учебных заведений, как научно-специального, так и научно-популярного характера. По статистике 1927 общее количество Ж. достигало 6.280 названий.

Наибольшим распространением пользуются Ж. для массового чтения, особенно издания «журнального короля» Японии — Нома: общие  — «Кинг», «Гэндай», «Фудзи», «Кодан-кубабу», «Юбэн»; женские  — «Фудзинкурабу»; юношеские  — «С ёнен-курабу» (для мальчиков) и «Сёдзё-курабу» (для девочек), детский «Ионэн-курабу». Идеологические основы Нома в его собственной формулировке: укрепление истинного японского духа, почтение к императорскому дому, развитие патриотизма и верности, укрепление добрых нравов. Общий тираж всех 9 журналов ок.

6, 5 млн. экземпляров, один «Кинг» расходится в 1, 5 млн. С помощью такого рода Ж., рассчитанных на все слои, возрасты и уровни читателей, идет интенсивная обработка широких масс в нужном правящим классам направлении. Из сходных по духу женских журналов, также имеющих огромный тираж, следует упомянуть «Сюфу-но томо», «Фудзин-корон».

Наряду с этим сильнейшее развитие получила и так наз. «пролетарская» журналистика, под каковым именем в Японии фигурируют Ж. всех левых политических группировок. Главным общественно-политическим органом на революционном фланге был