Страница:БСЭ-1 Том 25. Железо - Зазор (1932).pdf/36

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

с пунктом потребления его продукции, с месторождением руды и залежами угля. Современный железоделательный завод в своей структуре соединяет множество цехов, в том числе коксовый, доменный, сталеделательные, прокатный, силовой и др., а также вспомогательный и побочные производства. В послевоенное время большое развитие получило комбинирование железоделательных производств с химич. фабриками, заводами строит, материалов и с энергоцентралями.

Подобная техническая концентрация и вызываемая ею потребность в огромных капиталах создают условия для концентрации производства. 80% всей металлургии САСШ объединены четырьмя крупнейшими трестами (Стальная корпорация, Вифлеемская группа, Республиканский трест и Джонс Лофлин). Одна Стальная корпорация дает 40% всей продукции железа страны. Германская металлургия трестирована в размерах еще более значительных: 6 трестов дают 90% всей железоделательной продукции. То же имеет место в Бельгии, Люксембурге, Лотарингии, Японии и  — в меньшей степени — в Англии.

Весьма важным моментом техническ. концентрации в Ж. п. является то, что современные заводщ металлургии укрупняются до масштабов предприятий-гигантов. Такими являются заводы САСШ, среди которых иные дают до 3—4 млн. m металла в год. Магнитогорский завод рассчитан на производительность в 2, 5 млн. т, а в дальнейшем своем развитии — свыше 3 млн. ш. Крупнейшие заводы (им. Петровского, им. Дзержинского) приближаются по масштабу к  — мощным заводам Германии (500—600 т. т годов, выпуска). В программах реконструкции и нового строительства СССР для Ж. п. нижней границей принята американская норма  — 1 млн. т годовой выплавки чугуна. Доменные печи дают на лучших американских заводах свыше 1 тыс. т в сутки. Магнитогорская домна № 1 дала в 1932 рекордную выплавку 1.094 тп; обе домны № 1 и 2 давали в июле 1932 до 1.700—1.800 т.

Железоделательная промышленность в России и в СССР.

Начало русского металлургического производства относится к середине 17 века, и первый этап его развития связан с центральными и северными районами (Тула, Вологодская, Олонецкая губернии). 18 и 19 столетия были эпохой господства металлургии Урала; лишь к концу 90  — х гг. главная роль переходит к Югу, — после того как в 70  — х гг. была открыта руда Криворожья и на заводах б. Екатеринославской губ. была начата проплавка ее на донецком горючем.

До падения крепостного права Россия давала чрезвычайно слабые темпы в развитии металлургии. Так, за 30 лет с 1832 размеры производства увеличились всего только вдвое — до 300 тыс. т. Следующие два десятилетия дают годовой темп прироста в 5—6%.

Вступление в действие заводов Юга России поднимает эту цифру в 80-е гг. относительно незначительно — до 7%. Тем сильнее обозначается поступательное движение Ж. п. России в последнее десятилетие 19 в., когда началось лихорадочное железнодорожн. строительство, и Юг стал бурно развивать производительность своих заводов. Но столь жебыстро в последнее перед войной десятилетие, отмеченное кризисом 1902 /03, Россия скатывается от 19% годового прироста конца столетия к скромной динамике 1880—91. В 1913 Россия выпустила свыше 4, 3 млн. m черного металла и стояла по производству чугуна на 5 месте после САСШ, Германии, Англии и Франции.

История. дореволюционной русской металлургии есть одновременно история импорта иностранных капиталов в Россию, история внедрения в ее хозяйство новых форм эксплоатации. Заводы Юга оказались в руках иностранных компаний, и формы организации железоделательной промышленности были перенесены сюда с Запада. Они были построены иностранными инженерами с крупными по тогдашнему времени агрегатами, с концентрацией основных производств в замкнутом цикле большой металлургии. В то же время уральские предприятия в своем железоделательном хозяйстве продолжали сохранять полукрепостнические формы с низкой производит, труда, с мелкими распыленными заведениями, с примитивным оборудованием и архаическ. формами организации.

Южные заводы работали в значительной мере на централизованные казенные заказы (ж. — д. материалы); металлургия Юга оказалась охваченной не только производственной, но и сбытовой концентрацией. В этом направлении самая крупная роль принадлежала всероссийскому синдикату Юга«Продамета», к-рый включал также призводителей других районов (Урал, Польша). Меньшее, местное значение имел уральский синдикат под наименованием «Кровля», продававший специальные продукты Урала.

Период войны до Февральской революции почти не вызвал изменений в достигнутом к 1913 уровне производства черных металлов. В годы гражданской войны, капиталистич. интервенции и блокады Ж. п. резко снизила свою производительность.

С довольно высокого уровня 1917 выплавка чугуна падает в 1919/20 по сравнению с 1913 как абсолютно, так и относительно.

Табл. 9. чугуна по всем районам (в тыс. т).

1913 ............................. 4.207 1920 . . . .................

П5 1917 .............................. 3.023 1921 ..............................

116 1918 .............................

515 1921/22 .......................

172 1919. . . ...................

ИЗ 1922/23 .......................Выплавка

Причины столь значительного падения заключаются в том, что два важнейших металлургических района (Юг и Урал) стали ареной гражданской войны. При этом Юг пострадал больше, чем Урал.

Динамика восстановительного процесса по выработке железометаллов в СССР видна из таблицы 10, помещенной на ст. 71—72.

Первый переломный год для металлургии  — 1929/30 при достигнутом высоком уровне производства дает прирост, к-рый в таких размерах не имел места в истории капиталистического мира. От 1928/29 к 1929/30 прирост этот составляет по чугуну  — 23%, по стали  — 18%, по прокату  — 21% (кругло).

За два года пятилетки соответственные приросты  — 50%, 33% и 40%. В этих высоких показателях сказываются уже первые результаты реконструктивных и рационализаторских работ. Превышение довоенного 3*