Страница:БСЭ-1 Том 27. Зерновые - Империализм (1933)-1.pdf/137

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

время кривые основных раздражителей строились Райтом и Гилдом. Результаты их опытов, подтверждая в общем данные, полученные Кёнигом — Айвсом, дают несколько иной ход для кривой синего раздражителя.

Зрительное ощущение возникает у нас всегда лишь спустя нек-рое время после начала действия раздражителя. Время это (порядка сотых долей секунды) тем короче, чем интенсивнее раздражитель. Равным образом зрительные ощущения и исчезают не одновременно с прекращением раздражения, но длятся еще некоторое время в виде так называемых последовательных образов. Если цвет и светлота последовательного образа соответствуют цвету и светлоте раздражителя, то последовательный образ называется положительным; если же цвет и светлота его обратны цвету и светлоте раздражителя, мы имеем отрицательный последовательный образ. Действием раздражителя на глаз обусловливается определенное расходование светочувствительных веществ в глазу, восстанавливающихся в темноте.'В результате этого концентрация светочувствительных веществ под влиянием раздражителя уменьшается по сравнению с исходной своей величиной. Сообразно с этим меняется и чувствительность глаза, глаз приспособляется к данным условиям освещения. Подобное приспособление глаза к господствующим условиям освещения (к темноте, свету или к какому-нибудь отдельному цвету) носит название адаптации глаза (см.). Так. обр. различают адаптацию темновую, световую или цветовую. При темновой адаптации чувствительность глаза возрастает (порою в сотни тысяч раз); при световой адаптации она может подобным же образом понижаться. Цветовая адаптация сказывается потускнением того цвета, который длительно действует на глаз. При одинаковой начальной яркости раздражений наибольшее потускнение происходит для цвета фиолетового, наименьшее же — для зеленого. При длительном смотрении на цвет наблюдается часто не только его потускнение, но и изменение его цветового тона. С точки зрения гельмгольцевской теории это следует объяснять тем, что начальное соотношение трех основных возбуждений в глазу, от к-рого зависит ощущение цветности, по мере действия раздражителя изменяется.

Наряду с гельмгольцевской теорией была предложена другая теория цветного зрения Э. Герингом. Геринг полагал, что у нас в зрительном аппарате имеется три вещества: бело-черное, красно-зеленое и желто-синее.

Различные длины волн возбуждают обычно все три вещества. Возбуждение может носить однако различный характер. Если красно-зеленое вещество под влиянием данного раздражения разлагается (диссимилируется), у нас возникает ощущение красного цвета, если же оно, напротив, восстанавливается (ассимилируется), мы ощущаем зеленый цвет. В желто-синем веществе диссимиляция соответствует желтому, ассимиляция — синему. Бело-черное вещество под влиянием всех лучей способно лишь диссимилироваться, давая ощущение белого. Комбинации ассимиляционных и диссимиляционных процессов в этих трех веществах и дают в результате ощущение того или иного цвета.

Не все утверждения и следствия геринговской теории могут однако быть ныне согласованы с опытными данными. Г. Э. Мюллером предложена теория, включающая в себя как гельмв. с. э. т. XXVII.гольцевские, так и геринговские понимания и сводящаяся к следующему. В сетчатке имеется три различных сенсибилизатора: Р', Р" и Р'", отвечающих на раздражающие длины волн сообразно кривым трех основных возбуждений Гельмгольца. Каждым из этих «первичных» сенсибиляторных процессов возбуждается в сетчатке по два «промежуточных» хроматических процесса, происходящих в двух веществах  — красно-зеленом и желто-синем. Кроме того «первичными» процессами вызывается процесс в нервных центрах, соответствующий бе-* лому цвету. Каждый из парносвязанных так. обр. «промежуточных» процессов влечет за собой далее в вышележащих центрах «внутренние (взаимно не связанные уже) валентности», соответствующие белому, черному, красному, зеленому, желтому и синему цветам, в результате чего и возникает уже то или иное ощущение. Наиболее общепризнанной следует считать в настоящее время все же теорию Юнга  — Гельмгольца.

Острота 3. Наряду с цветоощущением чрезвычайно важной функцией 3. является и его острота, характеризующаяся тем наименьшим промежутком, при к-ром два видимых объекта, напр. две точки, видятся нами как раздельные. От остроты 3. зависит и зрительное различение нами форм предметов. За остроту 3., равную единице (visas = 1, 0), врачи обычно считают такую, при к-рой различается промежуток, видимый под углом в 1 минуту. Подобная величина промежутка для нормального глаза однако не является еще наименьшей.

Поэтому как норме ей можно придавать лишь относительное значение. Острота 3. зависит от многих факторов. Так, сужение зрачка (до известного предела) уменьшает круги светорассеяния, получающиеся на сетчатке вследствие оптических несовершенств глаза, и тем улучшает остроту зрения. Острота 3. различных мест сетчатки различна. Наибольшей остротой 3. обладает центральная ямка сетчатки, к периферии же глаза острота 3. быстро падает. Далее острота 3. возрастает с увеличением яркости поля. Возрастание это идет сначала быстро, затем все медленнее. Своего б. или м. постоянного уровня острота 3. достигает при яркостях, превышающих 120—150 люксов на белой поверхности. Откладывая по абсциссе величину освещенности (в люксах), а по ординате остроту 3.

(в условных величинах врачебной оценки остроты 3.), Кёниг для случая различения черных объектов на белом фоне получил кривую, приведенную на рис. 2.

При одинаковой яркости острота 3. при смеРис. 2. шанном свете меньше, чем при монохроматическом. Из монохроматических же лучей для остроты 3. наиболее благоприятны лучи желтые, а наименее — сине-фиолетовые и крайние красные. Острота 3. меняется наконец и в зависимости от того, находится ли соответствующий мозговой центр в покое или же он возбужден каким-либо побочным 9