Страница:БСЭ-1 Том 27. Зерновые - Империализм (1933)-1.pdf/219

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

войны 1866, в к-рой. Й. о. оправдало себя, во Франции рабочим Шасспо было разработано (1866) новое ружье (4, 3 лин.) игольчатой системы, к-рое в смысле обтюрации и укорочения иглы (которая реже ломалась), по конструкции и меткости было лучше системы Дрейзе.

В Англии и России появляется игольчатое ружье Карле (6 лин.), по системе очень сходное с ружьем Шасспо. С улучшением техники оружейного производства и выделкой металлических гильз И. о. к концу 19 в. выводится из употребления и заменяется более совершенным оружием с пружинным ударником, помещенным в затворе (см. Винтовка). В. Савченко.

ИГОРНЫЕ ДОМА, см. Азартная игра.

ИГОРЬ (ум. 945), сын Рюрика, вел. князь киевский (с 912), представитель раннего феодализма, преемник Олега; известны набеги Игоря с дружиной (совместно с ’ печенегами) на греков и договор его с греками (945), устанавливавший «вечный мир» между греками и русскими и регулировавший торговые отношения.

Княжение И. заполнено непрерывными волнениями покоренных им племен — повидимому упорнее других волнения древлян, восставших еще при первом известии о смерти Олега и «усмиренных» И. при самом вступлении его в княжение. Характерна для развивающихся процессов феодализации раздача И. покоренных земель в управление вассалам (так, по летописному преданию воевода Свенельд получил в феодальное владение покоренные им . земли угличей). И. убит восставшими древлянами при попытке сбора с них вторичной дани («полюдья»).

Лит.: Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку, 2 изд. Постоянной историко-археогр. комиссии Акад, наук, Л., 1926; Соловьеве. М., История России с древнейших времен, т. I, изд. «Обществ, польза», СПБ, s. а.

ИГОРЬ ОЛЬГОВИЧ, вел. князь киевский, сын

Олега Святославича (см.), занял Киев в 1146 как наследник своего брата Всеволода. Эта смена князей стала поводом народного восстания, основной причиной которого был рост княжеской эксплоатации и вымогательства тиунов (см.). Восставшие требовали выборности тиунов. В князья возвели Изяслава Мсти#лавича.

И. О. был заточен в монастырь и убит во время восстания 1147.

Лит. . — Полное собрание русских летописей, т. 11, Ипать•евская летопись, СПБ, 1843, стр. 15—35.

ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ (1150—1202), князь

новгород-северский (с 1178) и черниговский (с 1198), сын Святослава Ольговича. Ходил походами на половецкого хана Кончака: поход 1174 был успешен, поход 1185 кончился поражением, И. был взят в плен, откуда бежал. Женил своего сына Владимира на дочери Кончака (характерно для объединения славянских и тюркских феодалов). Поход 1185 знаменит благодаря героической поэме «Слово о •полку Игоревен (см.).

Лит.: Полное собрание русских летописей, т. II, Ипатьевская летопись, СПБ, 1843, стр. 107—134.

ИГРА, как одна из основных деятельностей

ребенка, уже издавна привлекала внимание психологов и педагогов, однако вполне удовлетворительной теории И. до наст, времени нет.

Наиболее старой и наименее признаваемой сейчас является теория отдыха, формулированная еще 200 лет назад Кемсом: «И. необходима человеку, чтобы освежиться после труда» В 19 в. теорию отдыха развивали Гутс-Мутс (частично) й Лацарус, а в наше время — Патрик («Psychology of Relaxation»). Эта теория могла поддерживать 410

ся только в то время, когда ймёли в виду преимущественно И. взрослых и недостаточно обращали внимание на И. детей; к И. детей она явно неприложима. В 19 в. наибольшей популярностью пользовалась теория избытка энергии, до известной степени противоположная теории отдыха. Теорию избытка энергии наиболее ярко выразил в «Письмах об эстетическом воспитании человека» еще Шиллер: животное работает, когда к деятельности его побуждает отсутствие чего-либо необходимого; оно играет, когда деятельность вызывается обилием силы, когда избыток жизни побуждает животное к деятельности. Аналогичную теорию развивает Спенсер в «Основах психологии»: игрой называется проявление жизненной энергии, не ставящей себе практических целей, но стремящейся только обнаружить себя, в противоположность работе, имеющей в своей основе утилитарные цели; в тех случаях, когда нет естественного приложения энергии, она растрачивается на воображаемые действия вместо того, чтобы быть употребленной на настоящие действия.

В противоположность теории отдыха теория избытка энергии имеет в виду гл. обр. И. животных и И. детей. Но уже Спенсер, в общем Дающий смягченную, сравнительно с шиллеровской, версию теории избытка жизни (у него это скорее теория энергии, расходуемой не на утилитарные цели), сближает И. с инстинктом.

Это* сближение И. с инстинктом, одновременно с признанием значения инстинктов в борьбе за существование, подготовило почву для теории К. Гроса, к-рая в наст, время пользуется большой популярностью, особенно среди педагогов и биологов, в меныпей мере — среди психологов.

Тезис Гроса, развеваемый им в двух больших работах: («Игры животных» и «Игры людей»), таков: молодое существо играет не потому, что молодо, но сама молодость дана ему для того, чтоб играть. Тот факт, что чем сложнее организация животного, тем длинней его детство и сложней его И., Грос объясняет так: у низших животных действие регулируется инстинктом и, будучи несложным и выполняемым в сравнительно простых и однообразных условиях, мало нуждается в индивидуальной выучке в противоположность действиям высших животных; естественный отбор среди последних благоприятствует только особям, способным к индивидуальному дальнейшему развитию, а не живущим исключительно при помощи инстинктов, и детство, в частности И., дает возможность такого развития. Бесцельные с первого взгляда И. оказываются на самом деле предварительными упражнениями функций, полезных для взрослой жизни; И. необходимы для высшего развития. Несмотря на огромную популярность теории Гроса он и сам впоследствии видоизменил ее (в статье «Das Spiel als Katharsis»), и co стороны ряда других ученых она вызвала большую критику. Особенно не удовлетворял телеологический характер его теории (т. к. есть много И., в к-рых развиваются функции, бесполезные для современной человеческой жизни и даже вредные), а также отсутствие исторического подхода к проблеме, в частности недооценка роли наследственности. Вот почему и после Гроса нет недостатка во вновь создаваемых теориях И. (Стенли Голл. Ли, Ситер и др.).

У нас, как и повсюду, до последнего времени господствовала теория Гроса. Однако все больше и больше проявляется неудовлетворенность ею. Плеханов, подходя к И. с исторической