Страница:БСЭ-1 Том 27. Зерновые - Империализм (1933)-1.pdf/237

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

софий, заправленной против диалектического материализма. Многочислейные представители современного неогегельянства либо прямо восстанавливают объективный идеализм Гегеля, особенно его реакционные идеи из области философии права и истории, позволяющие философски «обосновать» национализм и шовинизм (Кронер, см.), либо пытается перевести И. Гегеля на почву субъективизма (Джентиле, см.). И те и другие при этом фальсифицируют гегелевскую диалектику, сочиняя теории «примирения противоположностей» или, напротив, «трагической непримиримости» их и т. д. См. Неогегельянство, Буржуазная реакционно-идеалистическая философия становится знаменем ревизионизма и социал-фашизма. Защищая идею сотрудничества классов, отрекаясь от идеи социалистической революции и революционных методов борьбы, ревизионизм и в области философии означает приспособление пролетарского мировоззрения к буржуазной идеологии. Ревизионисты обычно экономическое и историческое учение Маркса и Энгельса соединяют с той или иной идеалистической буржуазной философской школой, тем самым отходя от всего учения Маркса в целом. Так, идеолог современного социал-фашизма Каутский (см.) еще в 1898 открыто высказался за возможность соединения точки зрения Маркса и Энгельса с неокантианством, а М. Адлер (см.) уже давно «обосновывает» марксизм при помощи неокантианства. Кантианская же философия со времени выступления Бернштейна с поправками к Марксу превратилась в идейную основу социал-фашизма. Если философия фашизма служит империалистической буржуазии оружием в открытой борьбе против пролетарского мировоззрения, то социал-фашистская философий, распространяемая под прикрытием марксистских терминов такими «теоретиками», как Каутский, М. Адлер и др., является в руках буржуазии-средством постепенного разлагающего воздействия на пролетариат. По своему содержанию философия социал-фашизма означает подмену диалектического материализма буржуазной реакционной философией.

И. общефилософского характера органически и неразрывно связан со всякого рода идеалистическими школами и направлениями в объяснении общественной жизни. И. в применении к явлениям общественной жизни означает сведение всех обществейных отношений к явлениям духовного порядка и причин общественного развития к идейным мотивам. И. в применении к явлениям общественной жизни, как и общефилософский И., в основном распадается на объективно-идеалистические и субъективноидеалистические школы. Яркими образцами субъективно-идеалистических направлений является субъективная социология русских народников (Михайловский, Лавров, см.) и объективно-идеалистического направления — философия истории Гегеля.

В условиях дооктябрьской России господствующее положение занимали различные махрово-идеалистические философские направления, прямо ставившие себе задачу — обоснование православия и самодержавия. К ним относится например система объективного И., сильно окрашенная в христианско-мистические тона, В. Соловьева (см.) и примыкавших к нему С. и Е.

Трубецких, Лопатина и др. Исчерпывающую характеристику их дал Ленин: «Истинно-русский философский идеалист г. Лоп&тин относится ксовременным европейским идеалистам примерно так же, как „Союз русского народа*4 к западным реакционным партиям» (Соч., т. XIII, стр. 245). Т. к. русским феодально-буржуазным философствующим кругам всегда было свойственно тащиться в хвосте самых реакционных философских систем Запада, то в дореволюционной России мы  — встречаем представителей неокантианства (Введенский, см.), интуитивизма (Лосокий, см.), эмпириокритицизма и др. модных западно-европейских буржуазных философских школ. В противовес этим кругам философская мысль прогрессивных и радикально-демократических кругов общества ориентировалась издавна на Тегеля (Белинский, Герцен) и на материализм Фейербаха (отчасти Герцен, Чернышевский) и вульгарных материалистов (Писарев).

’В условиях диктатуры пролетариата открытое распространение враждебных диалектическому материализму философских взглядов затруднено. Поэтому они проповедуются под флагом словесной защиты марксистской философии. Ревизионистскими по своему существу концепциями, распространявшимися в СССР, являются механистическая и меныпевиствующе•идеалистическая интерпретация вопросов философии. Меныпевиствующие идеалисты, выступая под флагом защиты и разработки вопросов марксистской философии, подвергли ревизии диалектический материализм в основном с позиций гегельянской идеалистической диалектики. Особенность меныпевиствующего идеализма состоит в отрыве логического процесса развития понятий от исторически развивающейся действительности. Вследствие этого логическим категориям меныпевиствующим идеализмом придается самодовлеющее значение. Категории меныпевиствующими идеалистами понимаются как законченные догмы, из к-рых чисто логическим путем выводятся ответы на любыо конкретные вопросы. Характерными чертами меныпевиствующего И. являются: 1) отрыв теории от практики, 2) отрыв философии от политики, 3) отрицание ленинского этапа в развитии материалистической диалектики, 4) игнорирование принципа партийности философии, 5) сведение материалистической диалектики к идеалистической диалектике Гегеля, 6) понимание философии в домарксистском смысле, т. е. как замкнутой, законченной системы, занимающей положение «науки наук», 7) защита ошибок Плеханова в области философии, 8) отказ от разработки вопросов исторического материализма.

Меньшевистским И., нашедшим проявление в истолковании вопросов политической экономии, является контрреволюционная рубинщина, связанная с именем Рубина — участника организации вредительства в СССР и подготовки интервенции. И. Рубина заключается в придании форме самодовлеющего, независимого от содержания значения, в уходе в области чистых абстракций, оторванных от конкретного содержания.

Так, по Рубину, объектом политической экономии являются производственные отношения, оторванные от производительных сил, обмен в товарно-капиталистическом обществе понимается как независимый от способа производства акт, определяющий собою последний; абстрактный труд, по Рубину, создается только в обмене и т. п. В завуалированной форме Рубин протаскивал буржуазные взгляды при интерпретации вопросов политической экономии. — Идеализм является коренным врагом диалектическо-