Страница:БСЭ-1 Том 27. Зерновые - Империализм (1933)-1.pdf/245

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

подчинения также казалось не подлежат никаким изменениям. Власть феодала покоилась на личном подчинении, требовала покорности, была враждебна всякому исканию, пытливости, всякому новшеству. С другой стороны, разобщенные и примитивные мелкие крестьянские хозяйства не могли составить самостоятельной почвы для развития силы противодействия господствующему классу.

Вполне понятно, что в таких' социально-экономических условиях господствующей идеологией стала религия. Религиозное мышление как нельзя более соответствовало застойному характеру экономики и социальным отношениям феодализма. Главенствующей религией в Зап. Европе в эпоху феодализма была католическая.

Господство католической церкви в области идеологии опиралось на господство класса феодалов в экономической и политической области. Сама католическая церковь была могущественным экономическим феодалом.

Все это объясняет, почему в эпоху феодализма все области И. были превращены в служанок религии.

Философии, как и всякому знанию, разрешалось лишь разъяснять догматы церкви, но ни в коем случае не высказывать ничего нового, что не указывалось священным писанием, а тем более, что ему противоречило.

Признавалось, что всякая истина может быть дана только в откровении бога, в вере. Рассудок же человека способен лишь уяснить, комментировать откровение, веру.

А так как считалось, что бог все свои откровения сделал святым церкви раньше и больше людям не открывается, то вся задача философии и всех наук сводилась к толкованию текста священного писания. Философскими авторитетами, догматическое изучение к-рых допускала церковь; были Платон и особенно Аристотель. Но оба эти философа древности были приспособлены, к догматам католической церкви. Понятно, что философия в эпоху феодализма превратилась в схоластику.

Подобно философии служили церкви и частные науки.

Астрономия доказывала истинность церковных утверждений об устройстве вселенной, о связи земных событий с явлениями в звездном мире. Математика отыскивала священный смысл в числах. География занималась изысканиями местонахождения рая, доказывала, что центр земли находится в Иерусалиме. Наука переживала упадок. Научные открытия преследовались инквизицией. На огне инквизиции погиб Джордано Бруно (см.), опровергавший геоцентрическую систему Птолемея (см.).

Жесточайшему гонению подверглись открытия Коперника, Галилея и мн. др.

На службе религии находилось и феодальное искусство. Скульптура и живопись заимствовали свои сюжеты почти исключительно из святых книг: они изображали Христа, матерь божию, апостолов, святых, сцены из Библии, страшный суд, фигуры грешников, дьявола и т. д. Основными мотивами искусства были аскетизм, смирение, мистицизм. Только в области архитектуры эпоха феодализма дала оригинальные образцы.

Строительство церковных соборов и замков феодалов послужило базой для развития романского и позднее готического стиля. Оба эти стиля отражают господство религии. Романский стиль  — стиль раннего феодализма — должен был внушать людям страх и покорность перед земным и небесным начальством. Он давит своими массивными, суровыми формами. Готический стиль — творчество более позднего времени — должен был создавать настроение отрешения от земных дел и забот и стремления ввысь, кверху, к небу. — Постепенно в недрах феодального строя сложилось товарное хозяйство, созрел экономически, политически и культурно новый класс, класс буржуазии. В противовес мертвящей религиозной идеологии феодализма буржуазия стремится возродить жизнерадостную, реалистическую, индивидуалистическую культуру классической древности. Так начинает в 15—16 вв. борьбу за свою И. новый революционный в ту пору класс буржуазии (см. Возрождение) .

Буржуазная И. Буржуазная И. отражает в своем развитии историю своего класса. На первых этапах развития ее определяет революционная борьба буржуазии; против феодального строя и феодальной И. В эпоху империализма буржуазная И. играет реакционную роль: из фактора развития производительных сил она превращается в их оковы. Феодальная И. не соответствовала новым буржуазным производственным отношениям.

Производство и обмен товаров требовали таких политических установлений, такого права, к-рые имели бы своим единственным принципом частную собственность.

Поэтому буржуазия выступает против сословного права, против феодального обычая, патриархальщины, косности и рутины. Производство и обмен товаров, требующие свободы передвижения и рынка, не терпели дробления феодального государства на более или менее самостоятельные королевства, княжества, графства. Буржуазия выступает поэтому с идеей национального объединения и создания сильной централизованной власти. Но как только буржуазия уничтожила самостоятельность отдельных королевств и княжеств, она постаралась обеспечить себе свободу и в отношении центральной власти. Т. о. в дальнейшем она — против абсолютной монархии, за демократическое государственное устройство.Подгоняемая жаждой прибыли, буржуазия выступает защитницей научных знаний — математики, механики, физики, химии, географии, — а в области общественных наук  — политической экономии, ибо знания законов, свойств природы, стран света и общественных отношений способствуют организации производства товаров, увеличению производительности труда и расширению торговли. Развитие машинного производства и торговли шло рука-об-руку с развитием буржуазного естествознания. На заре капиталистического производства буржуа отлично отдавал себе отчет в том, что в деле производства и обмена товаров имеют значение только явления и события реального, материального мира. Поэтому эпоха распространения капиталистического производства сопровождается распространением эмпиризма и материализма.

На континенте и в Англии ряд выдающихся философов Выступает хотя и с непоследовательными, но материалистическими учениями. Декарт (1596—1650) наряду с идеалистической метафизикой разрабатывает «материалистическую физику» (механическое учение о материи).

Спиноза (1632—77), стремясь преодолеть дуализм Декарта, разрабатывает величайшую для своего времени материалистическую систему, в которой — и в этом ограниченность, непоследовательность его системы — материальная субстанция выступает однако как «метафизически переряженная природа в ее оторванности от человека». Ф. Бэкон (1561—1626) является «истинным родоначальником английского материализма и вообще опытных наук новейшего времени». Т. Гоббс (1588—1679) «систематизировал Бэкона... уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма», хотя и не пошел дальше механического материализма. Локк (1632—1702) «обосновал философию bon sens, здравого смысла» (М аркси Энгельс, Сочинения, т. III, стр. 158).

Французский механический материализм 18 в. был продолжением, с одной стороны, декартовского механического материализма, с другой — локковского эмпиризма.

Если английский и французский материализм 17—18 вв. страдал непоследовательностью, метафизичностью и пассивно-созерцательным характером, то буржуазная философия в Германии (19 в.), появившаяся в новых исторических условиях, развивала в противоположность созерцательному материализму действенный идеализм. Германская буржуазия начала борьбу с феодализмом в условиях, когда рабочий класс уже выступил на историческую арену как последовательно революционный класс. В этих условиях буржуазия не могла быть сторонницей материализма, к-рый в его новой форме (марксизм) стал учением пролетариата. Буржуазия Германии избрала поэтому своим духовным оружием против метафизической идеологии феодализма диалектику, а против пролетариата — идеализм.

Чем дальше развивалось движение пролетариата, чем шире и глубже пролагал себе дорогу марксизм, тем быстрее буржуазия отказывалась от материалистических учений 17—18 вв. и превращала идеализм в свою господствующую идеологию. Однако по мере загнивания капитализма, буржуазный идеализм менял свое лицо. Отдавая в конце 19 в. и в начале 20 в. дань увлечениям кантианской философией (см. Неокантианство), буржуазия в послевоенную эпоху круто повернула в сторону неприкрытого мистицизма, использовав в этих целях философию Гегеля (см. Неогегельянство).

Идеализм и поповщина буржуазной идеологии, обусловленные кризисом капиталистической системы, привели к кризису естествознания. Развитие естествознания, раскрывающее все новые и новые свойства и явления материального мира, натолкнулось на новый «социальный заказ» буржуазии — на отрицание материальности мира. «... Суть „кризиса современной физики" состоит в том, что старая физика видела в своих теориях „реальное познание материального мира", т. е. отражение объективной реальности. Новое течение в физике видит в теории только символы, знаки, отметки для практики, т. е. отрицает существование объективной реальности, независимой от нашего сознания и отражаемой им» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 210).

В эпоху империализма буржуазия не стимулирует развития естественных наук и техники. Она пытается либо задержать это развитие либо обезвредить их идеалистической интерпретацией. В области общественных наук буржуазия всегда отстаивала идеи неизменности, вечности капиталистических общественных отношений.

Буржуазная социология и философия истории пытаются установить всеобщие, абсолютные законы общественной жизни или отыскать и формулировать идеальные абсолютные принципы человеческой деятельности. Если в эпоху процветания капитализма буржуазная наука увлекалась преимущественно Всеобщими, «естественными», социальными законам^, то в эпоху империализма она отдает предпочтение идеалистической, мистической философии истории [теория «культурных ценностей» Риккерта-Вебера (см. Риккерт), теория «мирового духа»  — Шпенглера (см.), разнообразные нормативные теорий — Шта1ллер, Зиммель (см.) и т. д.]. Буржуазное искусство и литература, так же как и философия и науйа, пережили период бурного расцвета и период упадка, йериод реализма и период декаданса во всех его многообразных дрояв-