Страница:БСЭ-1 Том 27. Зерновые - Империализм (1933)-1.pdf/256

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

днями борьбы были агитационная массовая работа — проповедь — и обработка отдельных лиц  — исповедь. В процессе роста пропаганда словесная дополнялась и углублялась организационной работой — широкой благотворительностью: организацией убежищ для сирот, даровых столовых, убежищ для бывших проституток (дома св. Марфы) и пр. С укреплением ордена И. к середине 16 в. папа поручил им специальные курсы в Римском ун-те, борьбу с северно-итальянскими еретиками, организацию восстания среди ирландцев против короля Генриха VIII и тому подобные сложные и ответственные поручёния. Орден И. стал главным авангардом воинствующей католической церкви в борьбе за ее авторитет. Со спадением массовой волны реформационного движения и с успехами контрреформации (см.) изменилась тактика ордена: от пропаганды среди масс он перешел к борьбе за монопольное влияние на господствующий класс и за превращение абсолютистского государства в орудие клерикально-феодальной аристократии, боровшейся за свои привилегии и свое господство. Ряды иезуитов пополнялись главным образом из аристократии, отчасти из зажиточной буржуазии.

Еще при жизни Лойолы орден начал уделять особое внимание завоеванию молодого поколения (см. ниже  — Педагогическая деятельность иезуитов). К началу 17 в. орден окончательно приобрел воинствующий характер, под лозунгом «Ad maiorem Dei gloriam»  — «К вящшей славе божьей».

Структура ордена и организационные принципы, Едва ли справедливо мнение, что Лойола

заимствовал свою организацию у мусульманских братств. Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора: принимались люди физически здоровые, с хорошими умственными способностями и энергичные и по возможности «хорошего происхождения», с приличным состоянием. Совершенно не принимались в орден бывшие еретики или заблуждавшиеся, а также женщины.

После предварительного краткого приемного срока принимаемый (новиций) проходил двухлетний испытательный искус (новициат) и подвергался длительной и основательной дрессировке с исполнением разных отталкивающих и унизительных поручений. После искуса новиций становился или «светским коадъютором» («сотрудником») или, если он обнаруживал способности, — учеником (схоластиком). В последнем случае он поступал в определенную школу, где в течение 10 лет изучал философию, богословие и пр. и проходил учительскую практику, после чего становился священником, а затем, дав три обета — бедности, целомудрия, послушания, — делался «духовным коадъютором». Однако лишь после принесения последней, четвертой, присяги на безусловную верность папе он становился профессом, т. е. действительным членом ордена. Т. о. орден делился на четыре класса, не считая вступающих (т. н. индиферентов). Учреждения общества — резиденции, миссии, коллегии, дома испытуемых (новициаты), дома действительных членов (профессов) — составляли «провинцию», управляемую «провинциалами», из «провинций» составлялись «ассистенции» в объеме крупных государств (Франция, Италия и т. д.). В центральный орган И., имевший свое местопребывание в Риме, входили ассистенты, ген. секретарь, генеральный прокуратор, ведающий финансами, адмоннтор(негласный контролер при генерале); но настоящим главой являлся генерал, обладавший неограниченной законодательной и административной властью, своего рода абсолютный монарх («черный папа»), хотя теоретически он состоял под контролем общества. Он был несменяем. Генеральная конгрегация — созываемое им общее собрание из провинциалов и представителей профессов — обладала лишь совещательными функциями и лишь в случае смерти генерала выбирала новое правительство.

Вообще орден был построен на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины. Подчиненный должен смотреть на старшего «как на самого Христа, должен повиноваться ему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях, как палка, которая повинуется всякому движению, как шар из воска, который можно видоизменять, растягивать во всех направлениях». Повиноваться должно вплоть до «смертного греха», если прикажет старший. К 18 в. И. выработали теоретические обоснования своей тактики и стратегии, особую систему морали, вошедшую в пословццу («иезуитская мораль», «иезуитизм») и отличавшую орден как организацию, не стесняющуюся в средствах для достижения намеченной цели («цель оправдывает средства»). Это привело к развитию т. н. иезуитской казуистики, подвергавшей «греховные» казусы формально-юридическому толкованию (Эскобар-и-Мендоса, Диана и др.), исходя из интересов совершившего греховный поступок, а не пострадавЩего, а в дальнейшем выдвинувшей на первое место при оценке деяния не самый факт, а намерение, включая оправдание так называемой «умственной оговорки» («reservatio mentalis»), позволявшей И. давать ложную клятву, не впадая в «грех».

Деятельность И. Вооруженный теоретически и организационно орден начал энергичную борьбу с Реформацией, к-рая к середине 16 в. распространилась уже на бблыпую часть государств Центральной и Северной Европы и грозила католической церкви в наиболее испытанных ее позициях. Иезуиты поставляли теоретиков (Лайнес и Сальмерон), принимавших активное участие в стабилизации учения католической церкви на Тридентском соборе (1545—63), упорно защищая догмат безусловного верховенства папы над епископами и над светскими властями. Школа и исповедальня иезуитов являлись воспитателями новых поколений состоятельных классов. Орден являлся проводником сентиментального, грубо чувственного фанатизма, вводил новые культы Богородицы, сердца Иисусова, новых святых, способствовал необычайному развитию религиозного фетишизма, веры в колдовство всякого рода, защищал преследование ведьм, отстаивал нетерпимость ко всякому проявлению свободной мысли. Сперва вызывавший опасения в папской курии орден занял преобладающее место среди других монашеских орденов и был осыпан милостями, получил привилегированное положение, был избавлен от необходимости носить монашеское одеяние, обязательно посещать богослужения и т. д. Иезуиты принимают деятельное участие во всех религиозных войнах того времени (гугенотские войны, Тридцатилетняя война), являясь сторонниками жестокого террора против иноверцев и беспощадного подавления ереси. Орден через