Страница:БСЭ-1 Том 27. Зерновые - Империализм (1933)-1.pdf/26

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ганизоваться; мы без конца будем отступать и проиграем всю революцию». Оставшись в меньшинстве, Зиновьев опубликовал в непартийной газете «Новая жизнь» заявление против вооруженного восстания. Ленин в тот же день из своего петроградского подполья • писал (в «Письме к членам партии большевиков»): «Можно ли себе представить поступок более изменнический, более штрейкбрехерский?». Ленин потребовал исключения 3. из партии.

После восстания 3., отстаивая соглашение с меньшевиками и с. — p., совершил еще ряд изменнических поступков (на фракции ЦИК 16/XI открыто выступал против постановления ЦК по вопросу о численном и персональном представительстве нашей партии в составе правительства и т. п.). ЦК партии обратился тогда с письмом-ультиматумом, написанным Лениным, в к-ром говорилось о поведении 3. и других, что они «.. . вели и ведут политику, явно направленную против основной линии нашей партии и деморализующую наши собственные ряды, поселяя колебания в тот момент, когда необходима величайшая твердость и неуклонность» (Ленин, Соч., т. XXII, стр. 38). В ответ на это 3. ушел из ЦК  — снова дезертировал, но через несколько дней признал свой ошибки и был возвращен к руководящей работе. В дальнейшем лично Ленину и нашей партии неоднократно приходилось исправлять грубейшие политические ошибки 3. (напр. по вопросу о массовом терроре в 1918, о приеме новых членов партии в 1922).

Партия, осуждая в каждом случае решительным образом штрейкбрехерское, изменническое поведение Зиновьева, вместе с тем, в виду признания им через короткое время своих ошибок, давала ему снова и снова полную возможность доказать на деле свою преданность делу социализма, делу международной пролетарской революции.

Указание Ленина, сделанное им незадолго перед смертью, что октябрьские ошибки 3. «не случайны», было полностью подтверждено антипартийными выступлениями 3. вскоре после кончины Ленина. В своей книге «Ленинизм», в ст. «Философия эпохи» и др. 3. сделал попытку подвергнуть коренному пересмотру основы большевизма-ленинизма. Ревизуя ленинизм, 3. утверждал, что основное в ленинизме не диктатура пролетариата, а крестьянский вопрос, и приходил к выводу о невозможности построения социализма в нашей стране. Искажая учение Ленина по крестьянскому вопросу, замалчивая лозунг Ленина о середняке как союзнике пролетариата и извращая кооперативный план Ленина, 3. вмесге с тем отвергал ленинское учение о партии, требовал свободы фракций и группировок и т. п. Таким образом он явно скатывался на позиции Троцкого, против к-рого в этот период (до 1926) на словах выступал.

Став на путь фракционной борьбы, 3. начал проводить линию на превращение Ленинградской организации, руководителем которой он был, в центр борьбы против ЦК партии (попытка образования своего руководящего журнала, попытка созыва в Ленинграде Всероссийской конференции комсомола и т. д.).

На XIV С’езде (в дек. 1925) 3. выступил во главе ленинградской делегации, к-рая, обманув Ленинградскую организацию, противопоставила себя цартии и ЦК как особая группа.

В обращении «Ко всем членам Ленинградскойорганизации» XIV Съезд подчеркнул, что ленинградская оппозиция, руководимая Зиновьевым, пыталась «... под шум о кулацкой опасности, ослабить значение ленинского лозунга о союзе пролетариата и деревенской бедноты с середняком» [XIV Съезд Всесоюзной коммунистической партии (б), Стенографический отчет, М. — Л., 1926, стр. 972]. К этому периоду обозначился полный переход 3. на сторону троцкизма. Весной и летом 1926 окончательно оформился блок «новой оппозиции»с Троцким (троцкизм тогда был фракцией в большевизме) и с другими фракционными группировками. В качестве председателя Коминтерна 3. также допускал ряд политических ошибок, к-рые неоднократно исправлялись делегацией ВКП(б) в ИККИ. В период оформления блока с Троцким через непосредственно связанных с ним работников. Коминтерна (Вуйовича, Гуральского и др.), Зиновьев пытался насадить фракционные группы в другие партиях Коминтерна, поддерживал тесную связь с исключенными из Коминтерна группами (группы Маслова  — Рут Фишер  — Урбанса и др. в Германии, Суварина во Франции и др.).

Июньский пленум ЦК и ЦКК в 1926 констатировал ряд фракционных выступлений зиновьевской «новой оппозиции», выражавшихся: в устройстве нелегальных конспиративных собраний, в перепечатывании и рассылке как по Москве, так и по другим городам нарочито подобранных секретных партийных документов, направленных к дискредитированию линии партии, в посылке своих агентов в другие партийные организации с целью создания там фракционных подпольных групп, в установлении особого шифра, явок и пр. Пленум постановил исключить Зиновьева из состава Политбюро ЦК.

XV конференция ВКП(б) (октябрь — ноябрь 1926) констатировала, что антипартийные колебания и пораженчество 3. (и) Каменева возникли не случайно, а как рецидив тех колебаний и упадочных настроений, к-рые проявили они в октябре 1917, что «оппозиционный блок» превратился в сборный пункт всех и всяких осужденных партией и Коминтерном обанкротившихся течений внутри ВКП(б) и вне ее, что троцкисты, с одной стороны, и «новая оппозиция»  — с другой, — вполне закономерно встретились на общей платформе с. — д. уклона и беспринципного объединения разнообразных антипартийных элементов в борьбе против партии, что «оппозиционный блок» представляет в новой форме нечто вроде рецидива «августовского блока» 1912—14.

Дальнейшая фракционная борьба 3. с партией привела к тому, что июльский пленум ЦК и ЦКК 1927 вынужден был констатировать переход 3. на путь, ведущий к отказу от безусловной и безоговорочной защиты СССР в борьбе против интервенции, на путь раскола Коминтерна и образования новой партии против ВКП(б). Когда пленум уже принял решение исключить 3. из ЦК партии, оппозиция во главе с 3. отступила, отказавшись от ряда своих ошибок; в виду этого пленум постановил снять с обсуждения вопрос об исключении 3. из ЦК и объявить 3. строгий выговор с предупреждением. Однако 3., как и другие троцкисты, своих обещаний не сдержал и снова обманул партию, доведя фракционную борьбу против партии и ее единства до попыток образования новой антиленинской партии совместно