Страница:БСЭ-1 Том 27. Зерновые - Империализм (1933)-2.pdf/174

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Ойл Компани и англо-голландская монополия Ройял-Детч-Шелл, тесно связанная с Англоперсидской нефтяной компанией. Химическую промышленность мира делят между собой американский концерн Дю Пон-де-Немур (господствующий в производстве взрывчатых веществ, кинофильм, частично искусственного шелке, резиновой пром-сти ит. д.), британский Импириал-Кемикл, подвизающийся за пределами Англии — в Австрии, Чехо-Словакии, Румынии, Японии, Китае, Южной Америке и др., крупнейший концерн Германии И. Г. Фарбениндустри, имеющий свои предприятия также за границей.

Мировое хозяйство все больше разбивается на сферы влияния крупнейших международных монополий. Установление таких сфер монополистического господства, в основе которого лежит соотношение сил крупнейших магнатов капитала, нередко закрепляется специальными международными монополистическими договорами и соглашениями. Процесс развития международных монополий и осуществляемого ими раздела мира несет с собой обострение всех интернациональных противоречий империализма.

Рост международных монополий необходимо сопряжен спрогрессирующим обострением конкурентной борьбы на мировом рынке. Международная конкуренция естественно вырастает уже из самой конкуренции внутри страны; так, борьба Форда и Дженерал Моторе за господство в САСШ толкнула обоих конкурентов к созданию целого ряда предприятий за границей. Форд образовал свои предприятия в Англии, Канаде, Германии и кроме того в Александрии, Антверпене, Барселоне, Буэнос-Айресе, Копенгагене, Роттердаме ит. д. Дженерал Моторе имеет сборочные предприятия в Австралии, Лондоне, •Стокгольме, Копенгагене, Антверпене, Берлине и т. д. и подчинил себе нек-рые автомобильные фирмы Европы. Международная конкуренция далее развивается на основе роста международных монополий, принимая многообразные новые формы: а) борьба международных монополий с капиталистами-одиночками и мелкими товаропроизводителями; б) борьба международных монополий с национальными монополистическими организациями отдельных стран; в) конкуренция между интернациональными монополиями; г) конкуренция внутри международных монополий. Многочисленные факты распада международных монополий (за последние годы произошли распады международного цинкового картеля, континентального стального картеля, лесных синдикатов, международного проволочного картеля, спичечного концерна И. Крейгера, вагонного картеля ит. д.) показывают, какой напряженности достигает конкурентная борьба вокруг мировых союзов капиталистов. Раздел мира союзами капиталистов порождает ожесточенную и все более острую конкурентную •борьбу.

Являясь одной из наиболее концентрированных отраслей, электротехническая промышленность дает наглядные примеры борьбы гигантских трестов и групп за господство на мировом рынке. Эта борьба происходит, с одной стороны, между объединениями в области сильных токов (к их числу относится Дженерал Электрик и Вестингауз в САСШ, Дженерал Электрик . Лтд и Ассошиэйтед Электрикел Индастрис вАнглии, АЭГ и Сименс Шуккерт в Германии и др.); с другой стороны, напряженное соперничество имеет место и в слаботочной пром-сти, в которой решающими противниками выступают моргановские тресты (например Интернэшенел Телефон энд Телеграф Корпорейшен) и группа Сименса в Германии. (Основные линии борьбы на национальных и мировом электротехнических рынках см. на прилагаемой схеме, ст. 865—866).

В области морского торгового судоходства международные объединения принадлежат к числу наиболее старых и развитых. Начало судоходных монополий относится к 1878, когда по инициативе германских судовладельцев была созвана первая Калькуттская конференция судовладельцев. Уже перед войной весь мир был покрыт сетью конференций пароходных линий. Английская правительственная комиссия в 1909 насчитывала не менее 75 пароходных конференций. Под конференциями понимаются различные системы соглашений судовладельческих фирм, направленных к завоеванию монопольного положения в данной отрасли перевозок: соглашения о распределении грузов, участков работы, общности расписаний движения, единообразном твердом тарифе за перевозку, распределении доходов и т. п. Временно разрушенная империалистской войной, эта система конференций судовладельцев полностью восстановлена и действует сейчас.

Конференциями в наст, время охвачено в области линейного океанского судоходства почти 100% тоннажа.

Это господство монопольных объединений в морском транспорте объясняется сильной концентрацией капитала. Так, по данным на 1931, 9.574 мелким судовладельцам принадлежало всего 20, 3 млн. т мирового тоннажа (29, 1%), тогда как 120 крупным пароходным фирмам принадлежало 29, 7 млн. т (или 42, 3%), и остальные принадлежали 478 судовладельцам среднего масштаба.

Конференциям пароходных линий приходится выдерживать не только борьбу внутри самой конференции, но и вести ожесточенную борьбу против диких линий (аутсайдеров), а также против нелинейного (бродячего) судоходства, устремляющегося за работой туда, где только появляется спрос на морской тоннаж. В условиях мирового экономического кризиса это приводило к развалу нек-рых конференций (напр. распад конференции линий из Европы на Юж. Америку в 1932), неустойчивости их положения, банкротству таких крупнейших концернов, как известный английский Royal Mail, объединявший 2а/2 млн. т в одних рунах, и одновременно к попыткам создать новые, искусственно поощряемые и еще более сильные объединения судовладельцев.

Борьба международных монополий за раздел мира теснейшим образом связана далее с политическойидипломатической деятельностью импери ал истинеских государств. Оказывая самое существенное влияние на всю политику буржуазных правительств, международные монополии широчайшим образом используют поддержку государственного аппарата в своих стремлени*ях к мировой гегемонии. Борьба международных монополий за Латинскую Америку целиком опирается на правительственный аппарат САСШ и Англии, а также на послушную воле американских или английских монополистов верхушку правителей отдельных стран Центральной и Южной Америки — Мексики, Венесу елы, Боливии, Аргентины, Парагвая и т. д.

Правительство Мексики в угоду амер, капиталистам обслуживает международную монополию по добыче сизаля. Правительство Экуадора, послушно выполняя волю американских банков, обслуживает монополистическое объединение по сбыту какао. Правительство Чили, отражая интересы английского капитала, всячески заботится о международной монополии чилийской селитры. Всякое крупное мероприятие международной монополии имеет тенденцию принять форму официального или полуофициального выступления соответствующих правительств. Борьба монополий теснейшим образом переплетается с борьбою капиталистических государств. В послевоенное время деятельность международных союзов капиталистов встречает самую заботливую поддержку со стороны Лиги Наций.