Страница:БСЭ-1 Том 28. Империалистическая война - Интерполяция (1937)-2.pdf/119

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Солеймановых гор. Учитывая значение Пенджаба как ближайшего тыла сев. — зап. границы И., находившейся под угрозой со стороны царской России, и не желая рисковать повторением восстания сикхов, английские колонизаторы отказались от ликвидации здесь общинного землевладения крестьянства.

С торжеством системы свободы торговли в Англии (1846) И. приобретает крупнейшее значение как рынок сбыта и источник сырья.

В 1850 сюда шла всего экспорта хлоп. — бум. изделий. Между тем, последствия хозяйничанья Ост-индской компании, подорвавшей экономику И., усилившей ее кризис и ничего не создавшей взамен разрушенных производительных сил, давали себя чувствовать самим англ. колонизаторам. Выкачка драгоценных металлов (10—12 млрд, за период 1757—1857) из И., использование 66% ее бюджета на военные расходы и 14% на выплату дивидендов и долгов Компании (на общественные работы шло только 21/2%) вели к хроническому расстройству финансов И. Одновременно английский экспорт с 261 млн. рупий перед 1846 упал к 1850 до 253 млн. рупий. Английские промышленники понимали, что «нельзя беспрерывно наводнять страну своими изделиями, если не давать ей возможности в свою очередь сбывать какиенибудь свои продукты» (Маркс и Энгельс, Соч., т. IX, стр. 360). Отсюда — дальнейшее приспособление методов колониальной эксплоатации к интересам англ. промышленного капитала, энергичным представителем к-рого был генерал-губернатор Делгузи (1848—56). Широко проводимое Делгузи превращение туземных княжеств в британские провинции стирало таможенные границы внутри И. и облегчало проникновение импортных товаров в глубь страны.

По закону «о выморочных княжествах» князья, при отсутствии прямых наследников, лишались старинного права усыновления., а владения их отбирались англичанами. За 8 лет губернаторства Делгузи были аннексированы: Сатара (1848), Пенджаб (1849) [важный стратегический пункт и будущая житница Индии (пшеница)], хлопковый Нагпур (1853), рисовая Бирма (1856) и, наконец, королевство Ауд (1856).

Низам Гайдерабада был вынужден передать англ. администрации Берар (хлопок) (1853).

Всего Ост-индская компания захватила 150 тыс. квадратных миль новых территорий, приносивших 4.330 тыс. ф. ст. налога. Жестокое давление налогового пресса служит теперь не только источником дохода Ост-индской компании, но и средством понудить крестьянство выбрасывать свою продукцию на рынок. Английские колонизаторы, используя суд, налоговый аппарат и открытое насилие, в одних случаях смещают старую знать, а в других — урезывают ее доходы и привилегии. Ей на смену приходит помещик-полуфеодал из купцов и ростовщиков, еще более жестокий эксплоататор крестьянства, более успешно внедряющий нужные англ. фабрике культуры и являющийся надежной опорой колониального режима. Не церемонились и с землями церковных феодалов: в одной провинции Бомбея было отобрано свыше 60%. Для закрепления англ. владычества в И. и для ее освоения как англ. колониального рынка и источника сырья развиваются связь и пути сообщения. К 1857 было проложено 4 тыс. миль телеграфных линий, была построена первая железная дорога, были расширены порты, и сильно развилось пароход 274

ство по внутренним речным путям. Уверенные в бессилии знати, не считаясь с трудящимися массами И., англ. колонизаторы попирали всю индийскую культуру и быт и в порядке полицейского приказа проводили отдельные бытовые реформы. Одновременно росли кадры европеизированной интеллигенции, и феодальное духовенство остро ощущало утрату своего монопольного положения.

Восстание 1857—59. Новый этап колониальной эксплоатации не только усилил, страдания народов И., но и поднял их на борьбу. Рынок

был захвачен товарами англ. капиталистического производства, что означало разорение и гибель миллионов ремесленников, гл. обр. ручных ткачей, между тем как колониальное подчинение И. служило препятствием развитию местной фабричной промышленности. В 1856 в Бомбее Манабхой Даваром была открыта первая хлоп. — бум. фабрика, а в Калькутте в 1854 заработала первая джутовая фабрика,, но они оставались единичным явлением, и лишь ничтожное число разоренных ремесленников, не говоря уже о массах пауперизированного крестьянства, могло найти здесь работу. Появление англ. мануфактуры в индийской деревне разрывало стародавнюю связь земледелия и ремесла и приводило к окончательной гибели индийские общины. «Эти маленькие стереотипные формы социального организма в большей своей части разрушены и исчезли с поверхности Индии не столько благодаря брутальному вмешательству британских сборщиков податей и британских солдат, сколькоблагодаря действию английских паровых машин и английской свободы торговли. Эти семейные общины зиждились на домашней промышленности, при своеобразной комбинации ручного ткачества, ручного прядения и ручного способа обработки земли, — комбинации, которая придавала этим общинам самодовлеющий характер. Английское вмешательство, помещая прядильщиков в Ланкашир, а ткачей в Бенгалию, или сметая с лица земли как индусских прядильщиков, так и индусских ткачей, разрушило эти маленькие полуварварские, полуцивилизованные общины» (Марке и Энгельс, Соч., т. IX, стр. 350—351).