Страница:БСЭ-1 Том 28. Империалистическая война - Интерполяция (1937)-2.pdf/122

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ряд стихийных восстаний крестьянства, направленных прежде всего против англ. господства.

В них принимали участие также и городская беднота и пролетариат. Таковы восстания махратского крестьянства в округах Пуна и Ахмеднагар (1875) и еще более крупное восстание 1879, руководимое Ясудева Балвантом. Закрепощенное крестьянство Бенгалии и Бихара в 1860—61 восстает против англ. плантаторов.

Санталы отвечают в 70  — х гг. длительной партизанской войной на экспроприацию племенных земель и подвиги представителей ростовщического капитала. В Пенджабе также произошел ряд восстаний, из них крупнейшее  — в 1864.

В Бенгалии продолжают действовать ваххабиты (процесс в Патне, 1871), хотя их центр на границе Афганистана был разгромлен двумя англ. военными экспедициями в 1858—63 гг.

В 1873 заключенным ваххабитом был заколот вице-король Майо, посетивший Андаманские о-ва, и сейчас являющиеся местом ссылки индийских революционеров.

«В Индии, — писал Маркс в 1881, — для британского правительства готовятся серьезные осложнения, если не всеобщее восстание. То, что англичане отбирают ежегодно у индийцев  — в виде ренты, железнодорожных дивидендов от совершенно бесполезных для самих индийцев железных дорог, пенсий военным и гражданским чиновникам, издержек на афганские и иные войны и пр., и пр., — то, что они берут у них без всякого эквивалента, не считая того, что они ежегодно присваивают себе в самой Индии, т. е. стоимость одних тольконеоплачиваемых продуктов, которые индийцы должны ежегодно отправлять в Англию, — превышает общую сумму дохода 60 миллионов земледельческих и промышленных работников Индии! Это — кровавое, вопиющее дело! Голодные годы следуют там один за другим, причем голод достигает размеров, о которых в Европе до сих пор даже и не подозревают. Среди населения зреет настоящий заговор против англичан, в котором участвуют совместно и индусы, и мусульмане» (Маркс, Письмо к Даниельсону от 19/П 1881, в кн.: Маркс иЭнгельс, Соч., том XXVII, стр. 113).

Нарастание революционного брожения увеличивает чувствительность англичан к угрозе проникновения в И. других империалистов.

С северо-запада к И. тянется царская Россия, захватившая Среднюю Азию (Бухара  — 1868; Хива  — 1873; Мерв  — 1884), а с востока — Франция, подчинившая себе Индо-Китай (1883—85).

Обменом нот с Англией в 1873 царская Россия признала реку Аму-дарью сев. границей Афганистана, «лежащего вне русской сферы влияния». Однако, во время Берлинского конгресса (1878) в Кабуле появилось посольство ген.

Столетова с предложением военного союза афганскому эмиру Шер Али-хану, обеспокоенному растущей агрессивностью политики ставленника Дизраели (см. Биконсфилъд) — вицекороля Литтона (1876—79). Царская дипломатия сыграла чисто провокационную роль, и с окончанием Берлинского конгресса Столетов покинул Кабул, а Англия начала вторую захватническую войну против Афганистана (1878—80).

Встретив лишь слабое сопротивление регулярных афганских частей, три англ.* армии вторглись в Афганистан через Боланский, ПейварКотальский и Хайберский горные прохбды ибыстро заняли Кандагар, Газни и Кабул.

Бежавший на север эмир Шер Али-хан умер, а с его сыном Якубом был заключен Гандамакский договор, превращавший Афганистан в колонию. Осенью 1879 в Кабуле вспыхнуло народное восстание, англ. резидент сэр Луи Кавагнари (он был фактическим правителем при слабом эмире Якуб-хане) был убит вместе со всем штатом посольства. Вновь занявшие Кабул войска генерала Робертса были осаждены в своем укрепленном лагере и отрезаны от И. развернувшейся партизанской войной племен. Жестокий террор Робертса не сломил героического сопротивления афганского народа, что, наряду с революционным брожением в самой И. и тяжестью военных расходов, вынудило английских колонизаторов к отказу от оккупации вост. Афганистана. Соперник Якуб-хана Абдуррахман, вернувшись из России, где он был в изгнании, заключил с англичанами соглашение (1880), по к-рому он признавался эмиром Кабула, но подчинял внешнюю политику Афганистана контролю правительства И. и уступал англичанам округа: Пишин, Сиби и долину Курама. С 1883 Абдуррахман регулярно получал англ. субсидию, оружие и снаряжение. Афганистан стал государством-буфером и полуколонией, к-рую англ. хозяева И. стремились удержать в условиях бездорожья и феодальной отсталости, надеясь затруднить этим возможное вторжение царских армий через Афганистан в И. Однако, Кандагар и его округ англичанам также пришлось очистить, и с победой над Аюбом (сын Шер Али-хана), занимавшим Герат, Абдуррахман стал правителем всего Афганистана, проявляя значительную самостоятельность в своей внутренней политике. Нападение ген.

Комарова на афганский отряд и занятие русскими войсками Пендинского оазиса в 1885 едва не повели к войне, но после длительного дипломатического торга между Лондоном и Петербургом англо-русская комиссия установила западный, а затем (1895) и восточный (памирский) участок сев. границы Афганистана. — На востоке Сиам был превращен в полуколонию и играл роль буфера, отделявшего Франц.

Индо-Китай от англ. Нижней Бирмы. Война 1885, ускоренная опасностью франц. проникновения, привела к присоединению Верхней Бирмы, где англичане наткнулись на упорное сопротивление, подавленное лишь к 1890.

Повышая тяжесть налогов, шедших на ведение захватнических колониальных войн (одна афганская война стоила 20 млн. ф. ст.), непрерывно увеличивая силы полиции и армии (между 1863 и 1884 военные расходы возросли на 30%), англ. колонизаторы продолжали беспощадно расправляться с крестьянскими восстаниями. Был проведен ряд законов об аренде (Бенгалия  — 1859 и 1885; Соединенные провинции  — 1868—87; Пенджаб  — 1887), имевших видимость уступок крестьянству, но на самом деле ухудшавших его положение и рассчитанных на то, чтобы хотя бы временно затруднить его революционную борьбу. Сущность этих законов состояла в дроблении крестьянства на группы арендаторов с различными правами.

Крестьяне-арендаторы получили право заклада й продажи своих участков, а некоторые категории арендаторов формально были защищены от произвольного повышения помещиком ренты.

Однако, реально этим правом пользовалось лишь кулачество. В результате: 1) значитель-