Страница:БСЭ-1 Том 28. Империалистическая война - Интерполяция (1937)-2.pdf/171

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Суматры (кофейные плантации). Громадные пространства архипелага были сравнительно •слабо вовлечены в колониальную эксплоатацию и даже формально не все еще были подчинены Голландией. Проникновение иностранного капитала сказывалось здесь, гл. обр., в прибрежных районах (Атье, Палембан, на Суматре, на побережьи Борнео и др.). В Зап. Борнео в результате сильной китайской эмиграции создалось как бы независимое государство. Ряд племен в процессе развития феодальных отношений образует мелкие княжества, соперничающие одно с другим.

Во второй половине 19 в., под напором частного голландского торгового и торгово-промышленного капитала, правительство оказывается вынужденным несколько ослабить монопольную систему на Яве и пытается расширить свою экспансию на остальных островах архипелага, в т. н. Внешних владениях. На установление и окончательное оформление господства над всем архипелагом толкает Голландию и опасность захвата отдельных районов другими капиталистическими государствами, значительно обогнавшими ее в смысле своего промышленного развития.

Одна голландская экспедиция на Внешние острова следует за другой. В 1856 непосредственное голландское управление устанавливается в Лампонском округе, в 1860  — в Балансном районе, в 1868  — в Банкулене. Угроза потерять Сиак вызывает усиленную активность голландского правительства на вост, побережьи Суматры; в 1858 Сиакский договор устанавливает суверенитет Голландии над Сиаком и Ассаханом. Вскоре после заключения договора эти районы начинают превращаться в знаменитые табачные плантации. На Борнео установление голландского господства в зап. его части оказалось возможным лишь после посылки специальной экспедиции для подавления сопротивления китайского эмигрантского населения. 280 номинально самостоятельных княжеств и территорий были фактически подчинены и включены в состав соответствующих провинций, управляемых голландскими губернаторами. В борьбе за подчинение Внешних владений голландский капитал встречает сопротивление народных масс и даже части феодальных элементов, вождей племен и пр. Наиболее ярко это обстоятельство сказалось в период покорения Атье (Северная Суматра).

Дальнейшая история И. Н. определяется, с одной стороны, борьбой голландского капитала за сохранение системы принудительных культур и стремлением подавить крестьянские движения, направленные против нее, с другой — ростом предпосылок в самой метрополии для перехода к эксплоатации колоний сперва методами промышленного, а потом финансового капитала. В рамках системы принудительных культур постепенно возникают частные предприятия, прибегающие и к наемному труду. Частные плантации и заводики по переработке сельско-хозяйственного сырья нередко имеют успех там, где терпят крах правительственные предприятия.

Революционная волна 1848 привела к изменению также и голландской конституции, что дало парламенту право (хотя и очень ограниченное) контроля над И. Н. Усиление голландского промышленного капитала сказывается на колониальном управлении И. Н.и на формах ее эксплоатации. Уже закон 1854 предоставляет право сдачи земель под частные плантации. В 1860 принимаются меры по нек-рому ограничению рабства, регулированию государственной барщины и т. д. Аграрное законодательство 1870 открывает более широкие возможности для организации плантаций (наследственная аренда сроком на 75 лет).

Под видом предоставления крестьянам индивидуального и общинного права землевладения проводится дальнейшая экспроприация крестьянских земель. Создаются, с одной стороны, огромные земельные массивы для плантаций, с другой — значительная прослойка «свободных» от земли крестьян, к-рые вынуждены итти работать на плантации.

Открытие Суэцкого канала (1869), постройка железных дорог (с 1864) и расширение портов в самой И. Н. ускоряют ее колониальное освоение. Нидерландская торговая компания, выступавшая монопольным покупателем продуктов, полученных правительством на основе «системы принудительных культур», во все большей степени превращается в банковое предприятие. Возникающие в 60—70  — х гг. в И. Н. европейские банки со своей стороны постепенно приобретают черты монополистического, финансового капитала, выступают в качестве владельцев плантаций и т. д. Таким образом, затянувшийся в И. Н. период монопольных форм эксплоатации, свойственных эпохе первоначального накопления и началу промышленного капитализма, смыкается здесь с монополиями империалистического типа. После сахарного кризиса 1895 банки, под руководством группы амстердамских финансистов, получают полное господство над крупными с. — х. предприятиями.

«Переход капитализма к ступени монополистического капитализма, к финансовому капиталу связан с обострением борьбы за раздел мира... Погоня за колониями в конце 19 века, особенно с 1880  — х годов, со стороны всех капиталистических государств представляет из себя общеизвестный факт истории дипломатии и внешней политики» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 133). В этой обстановке англ. захваты, в частности, на Северном Борнео, проведенные под покровом «частной инициативы» авантюриста Джемса Брука, ставшего раджей Саравака, форсируют голландскую экспансию.

Голландский капитал, заканчивая свое утверждение во Внешних владениях, приступает к окончательному покорению Атье. Соглашение с Англией (1872) развязывает руки Голландии.

Тем не менее, предпринятое в 1873 покорение Атье затянулось на 30 лет, что объясняется героическим сопротивлением воинственных и свободолюбивых племен. Вплоть до настоящего времени Атье является очагом почти непрекращающейся борьбы.

На стадии империализма И. Н. становится одним из важнейших производителей колониального сырья, в том числе такого важнейшего продукта, как каучук. Решающее значение в колониальной эксплоатации приобретает экспорт капитала. Один только голландский капитал, вложенный в предприятия И. Н., составлял до мировой империалистической войны около 2 млрд, голландских гульденов. Сумма вывоза из И. Н. в 1913 равнялась 700 млн. гульденов, ввоза — ок. 500 млн. гульденов.

Целые районы Суматры, Борнео, Сев. Целебеса, ряда мелких островов (Бали и Ломбок, ар-