Страница:БСЭ-1 Том 28. Империалистическая война - Интерполяция (1937)-2.pdf/368

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

сильный толчок народному фронту в других странах. В Испании все более крепнущее единство действий коммунистов с социалистами обеспечивает единство всего испанского пролетариата, который ведет борьбу против фашизма. Компартия Испании поставила вопрос об объединении коммунистов и социалистов в единую партию. В Каталонии это объединение уже произошло. Крупнейшие успехи единый народный антифашистский фронт завоевывает и в других странах.

Но и после блестящих успехов единого фронта во Франции, Испании и др. странах реакционные руководители международной с. — д-тии продолжают противиться всем усилиям Коммунистич. Интернационала осуществить единство действий рабочего класса в международном масштабе. Они отказались от организации совместных действий в помощь испанскому народу в 1934, во время астурийского восстания, и в 1936—37, во время фашистского мятежа. Они отвергли предложение Коминтерна о совместном выступлении против военных планов герм. фашизма в 1935. Они отказались принять предложение Коммунистического Интернационала о мобилизации сил всех организаций рабочего класса, чтобы помешать итальянскому фашизму осуществить разбойничий захват Абиссинии.

До самого последнего времени руководители Соц. Р. И., заявляя на словах о своем желании поддержать испанскую демократию, отвергают единство действий с коммунистами и фактически саботируют борьбу против фашистской интервенции в Испании. Реакционные с. — д. лидеры позорно пытались взять под свое покровительство троцкистских фашистов и бандитов; они поддерживают передовой отряд фашистской буржуазии  — контрреволюционный троцкизм, проникающий в социалистич. партии, ведущий яростную борьбу по прямым заданиям германского фашизма за срыв единства рабочего движения и народного антифашистского фронта, стремящийся вести диверсионную и шпионскую деятельность в СССР, в республиканской Испании и т. д. Для этих лидеров главным врагом остается не фашизм, а коммунизм. «Для Ситрина, Бевина, Адлера главный противник не Франко, а героиня испанского народа Долорес Ибаррури, не де ля Рок и Гитлер, а Торез и Тельман» (Димитров Г., Единство международного пролетариата — высшее веление переживаемого момента, 1937, стр. И).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Письма, 4 изд., пер., ред. и примеч. В. В. Адоратского, М. — Л., 1 932; Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, т. XV и т.

XVI, ч. 1—2, М., 1935—36; Ленин В. И., Сочинения, 2 и 3 изд. (см. Справочник ко 2 и 3 изд. Сочинений В. И. Ленина, стр. 126—128); Ленинский сборник II, XI, XII, XIII, XIV, М. — Л., 1 924—30; Ста л ин И. В.^ Вопросы ленинизма, 10 изд., М., 1936; его же, Марксизм и национальный вопрос, Сборник избранных статей и речей, [М.], 1 937; Димитров Г., Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма, Доклад и заключительное слово (на VII Всемирном Конгрессе Коммунистического Интернационала), [М.], 1 935.

ИНТЕРНАЦИОНАЛ 3  — Й, Коммунистический Интернационал, см. Коминтерн.

ИНТЕРНАЦИОНАЛ АНАРХИСТСКИЙ, основан (1872) сторонниками Бакунина (см.), так называемыми антиавторитаристами-коллективистами на конгрессе в Сент-Имье (Швейцария).

Ядро И. а. составил тайный «Альянс», созданный Бакуниным внутри Интернационала 1  — го (см.) с целью подчинения последнего своемувлиянию. Задуманная Бакуниным еще в 60  — х гг.

19 в. интернациональная организация антиав<торитаристов должна была, опираясь на тайные общества, рассеянные по всем странам,, вызвать «всемирный заговор», имевший своей задачей радикальное изменение общественных отношений по принципам анархизма (см.). Считая, что только «всемирный заговор» разрешит все социальные проблемы, бакунисты враждебно относились к организованному рабочему движению, выступая против экономической и политической борьбы, против пролетарской политической партии и идеи диктатуры пролетариата.

В рамках 1  — го Интернационала бакунисты возглавляли борьбу против основных принципов марксизма. Своих сторонников они вербовали гл. обр. в экономически отсталых странах — Италии, Испании, Швейцарии, где недовольство крестьянских масс и разорявшихся в ходе наступления капитализма мелкобуржуазных элементов города, при отсутствии или слабости организованного рабочего движения, создавало почву для восприятия идей анархизма. Секции Интернационала в этих странах в значительной своей части состояли из сторонников Бакунина, активно боровшихся против политики и руководства Генерального совета Интернационала. За дезорганизаторскую работу Гаагский конгресс (1872, см. Интернационал 1 — и) исключил из рядов Интернационала Бакунина и Гилъома (см.). После совещания бакунистов в Цюрихе, решивших не подчиняться постановлениям Гаагского конгресса и съезда Юрской федерации, принявшего решения в том же духе, бакунисты созвали свой международный конгресс в Сент-Имье (15/IX 1872), на к-ром были представлены испанская, итальянская, юрская федерации и часть франц. секций 1  — го Интернационала. Конгресс признал полную автономию отдельных федераций и лишил конгрессы (местные и общие) права решать принципиальные вопросы. В резолюции о политической борьбе конгресс высказал свое отрицательное отношение к руководству борьбой пролетариата со стороны политической партии. Осуществление стремлений пролетариата могло быть, по мнению бакунистов, «лишь результатом самочинного действия самого пролетариата». Конгресс анархистов отверг поэтому решения Гаагского конгресса 1  — го Интернационала и отказался признать руководство со стороны Генерального совета. Он отверг также необходимость борьбы пролетариата за политическую власть и высказался против политической борьбы вообще.

Открыто выступив против Генерального совета, бакунисты стали центром сплочения всех враждебных политике Генерального совета элементов, в т. ч. и элементов реформистских [английские тред-юнионисты — Хеле, Юнг, Эккариуг (см.) и др. Г Последние, однако, не разделяли принципиальных установок бакунистов как в отношении «всемирного заговора», так и в отношении политической и экономической борьбы пролетариата. Соединение столь разнородных элементов, объединенных лишь общей враждой к попытке создать централизованную политическую партию пролетариата с революционной программой, ускорило в дальнейшем неизбежный крах И. а. Последующие конгрессы И. а. были ареной обостренной внутренней борьбы в его рядах. На конгрессе в* Женеве (1—6/IX 1873), названном бакунистами 6-м,