Страница:БСЭ-1 Том 28. Империалистическая война - Интерполяция (1937)-2.pdf/82

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

день. Зарплата женщин и подростков значительно ниже. — Наиболее тяжело положение с. — х. рабочих на плантациях, громадное большинство к-рых принадлежит британскому капиталу. Существующая система контрактации индийских кули для работы на плантациях представляет собой систему полурабской эксплоатации. Законтрактованный рабочий, получивший аванс от вербовщика, теряет свою свободу.

Условия работы на плантациях сходны с условиями принудительных работ преступников или военнопленных в концентрационных лагерях. Заработок плантационного батрака, как правило, в 2—3 раза меньше заработка вольного рабочего. При неудавшейся попытке к бегству плантационный рабочий подвергается тяжелым истязаниям.

В. Позин.

Районный обзор. Громадная территория И. состоит из многих областей, резко отличающихся между собой как по своим природным условиям, так и по формам и уровню хозяйственного развития. Британский империализм, захватив эти разнородные области, превратил их в свою колонию. Однако, и после долгого колониального господства отдельные экономические районы Индии резко разнятся друг от друга.

Западные пограничные скотоводческие и скотоводческо-земледельческие районы. К ним относятся области Индии, расположенные у иранской, афганской й западно-китайской границ: Белуджистан (см.), Северо-западная пограничная провинция. Это — гористые районы с крайне сухим климатом, где огромные площади заняты степями и полупустынями, часто переходящими в пустыни, имеют редкое население. Основной формой народного хозяйства является здесь кочевое или полукочевое скотоводство; земледелие, сосредоточенное преимущественно в речных долинах, играет второстепенную роль.

Суровые природные условия зап. районов мало благоприятствуют разведению экспортных культур; поэтому эти районы мало втянуты в мировой товарооборот.

Географически весь Белуджистан и большая часть Сев. — зап. рограничной провинции составляют окраину Иранского нагорья с крайне сухим климатом, с широким распространением степей и полупустынь, часто переходящих в настоящие пустыни. Белуджиста н — редко населенный район кочевого скотоводства с полунатуральным хозяйством. Район этот дает небольшую товарную продукцию (гл. обр., шерсть и шкуры). Земледелие здесь возможно только в речных долинах, на искусственно орошаемых землях. На 337, 5 тыс. км2 живут только 869 тыс. чел., так что средняя плотность менее 3 чел. на 1 км2. Земледельческие оазисы здесь очень редки и невелики, так как реки большей частью маловодны или сильно засолонены.

Сев. — зап. пограничная провинция прилегает к правому берегу Инда и орошается его притоками, среди которых важнейший — Кабул. Здесь больше воды для орошения, чем в Белуджистане, шире речные долины, крупнее земледельческие оазисы и соответственно гуще население. На площади в 100 тыс. км2 здесь живет 4.684 тыс. чел., в среднем 47 чел. на 1 км2. Больше половины жителей сосредоточено в долине Кабула и Инда, т. е. в восточной части провинции, где распахано свыше 1 млн. га (гл. обр., под пшеницу) И где плотность достигает 70 чел. на 1 км2. Впограничных горных районах, т. е. в припамирских княжествах (Дир, Сват, Читрал) и на территориях, заселенных полунезависимыми афганскими племенами (Вазиристан и др.), население гораздо реже — около 35 чел. на 1 км2, и земледелие играет небольшую роль по сравнению со скотоводством.

Как Белуджистан, так и Сев. — зап. пограничная провинция превращены англичанами в плацдарм против Ирана, Афганистана и против СССР, отделенного от И. только узкой полоской так наз. Афганского Памира. Крупные города здесь — сильные крепости, стерегущие важнейшие проходы через окраинные хребты Иранского нагорья (Кветта, Пешавар).

Кашмир (см.) — туземное индийское государство, расположенное на обоих склонах Гималаев, в бассейне Верхнего Инда, и отделенное от Зап. Китая хребтом Каракорум с вершинами до 8.611 м и перевалами свыше 5х/2 тыс. м над уровнем моря. Площадь Кашмира  — 218 тыс. км2, население  — 3.646 тыс. чел., или в среднем 17 чел. на 1 км2. Обитаемы только долины как самого Инда, так и его притоков — Джелама и Ченаба. Климат долин исключительно сухой (менее 100 мм осадков в год). В высоких долинах Инда и в восточном Кашмире, на высоте 2—4 тыс. м над уровнем моря, выращивается ячмень, но основным занятием жителей является не земледелие, а мясо-шерстное скотоводство. Чем ниже расположены долины, тем большую роль играет поливное земледелие. В долине реки Джелам создался обширный искусственно орошаемый оазис, являющийся важнейшим экономическим центром сев. — зап. Индии.

Помимо земледелия, здесь развито шелководство. В гор. Сринагаре (летняя столица Кашмира) — одна из крупнейших шелкомотальных фабрик мира. Кашмир издавна известен кустарной выработкой тонких художественных шерстяных и шелковых изделий (кашмирские шали), вывозимых британскими фирмами в Европу и Америку. Но в 19 в. машинное ткачество почти убило эти отрасли промышленности.

В наст, время, особенно после войны 1914—18, началась разработка естественных богатств страны — цинка, меди, каолина, бокситов, которые все более привлекают внимание британского империализма.

Пенджаб (см.). Часть Сев. И., расположенная к В. от реки Инда, на юго-зап. предгорьях Гималаев и на обширной треугольной низменности, орошаемой левыми притоками Инда  — «Пятью потоками» (отсюда — Пенджаб), в административном отношении выделена в особую провинцию — Пенджаб. Кроме того, в районе Пенджаба находится 34 туземных княжества, управляемых под контролем британских агентов. Общая площадь района  — 351 тыс. км2 с 29 млн. жит. (в среднем 83 чел. на 1 км2). Это  — старый пшеничный и молодой хлопковый район И., рост к-рого обусловлен ирригационными работами, проведенными индо-британским правительством в конце 19 и в 20 вв. В результате этих работ площадь орошаемых земель в Пенджабе достигла 5, 5 млн. га (30% всех искусственно орошаемых земель в Британской И.).

Почти вся орошенная земля попала в распоряжение помещиков-земиндаров и кулаков, к-рые владеют здесь также и почти всеми неорошенными землями. Сотни тысяч крестьянских семей, переселившихся из других малоземельных областей, оказались в Пенджабе в такой же зависимости от помещиков, как и у себя на ро-