Страница:БСЭ-1 Том 29. Интерполяция - Историческое языковедение (1935)-1.pdf/112

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

дители олстерского оранжизма с сэром Эдуардом Карсоном (см.) во главе обратились за оружием в Германию; когда англ. правительство попыталось послать войска в Олстер в 1914, офицеры английской армии, поддержанные генералитетом, отказались повиноваться и. угрожали подать в отставку, если их «заставят» действовать против олстерцев. Между тем в Олстере была создана настоящая армия численностью примерно в 100 тыс. чел. Сопротивление олстерцев дошло до высшей точки, когда гомруль был дважды принятПалатойобщин, но дважды отвергнут Палатой лордов. В 1914 оставалось провести гомруль в третий раз для того, чтобы согласно закону 1911 о правах палат парламента гомруль стал законом. Это и было сделано, но вместо того, чтобы представить законопроект на утверждение короля, правительство, испугавшись олстерской оппозиции, само внесло в палату лордов поправку, к-рая предусматривала право любого графства Олстерской провинции исключить себя из действия гомруля на период не более 6 лет. Положение было осложнено тем, что палата лордов приняла поправку правительства в форме исключения не любого графства Олстера, а всех графств Олстера, и не на срок в 6 лет, а навсегда. Эта поправка должна была обсуждаться вновь в Палате общин, когда началась империалистическая война 1914—18. Правительство тогда отказалось от своей поправки, и гомруль был утвержден королем, с тем однако, что он подлежал введению в действие лишь после окончания войны, а правительство обещало, что оно не применит силы для того, чтобы подчинить Олстер остальной И. Иными . словами, либеральное правительство, а с ним и партия Редмонда полностью капитулировали перед реакционными шантажистами из олстерскогб лагеря. Если правительство тем не  — менее обещало гомруль после войны, то и в этом не было заслуги редмондитов, а лишь стремление обеспечить свой тыл на время войны. В И. в противовес олстерским оранжистам буржуазные националисты, в т. ч. и шинфейнеры, создают корпус ирландских волонтеров, поддержанных демократическими слоями мелкой буржуазии и интеллигенции; волонтерство было направлено против политики Редмонда и парламентской фракции. Шинфейнеры не играли вначале руководящей роли в организации волонтеров, но сразу примкнули к волонтерству. По мере того как волонтерское движение развивалось, к й*ему примкнули и друШе различные ирландские национальные организации вроде Гельской лиги и др., и в последнюю очередь — сами приверженцы Редмонда, которые вошли в Центральный комитет волонтеров, намереваясь ввести движение всецело в легальное русло.

Когда началась империалистическая война, Карсон от Олстера и Редмонд от ирландской партии обещали правительству, что И. не покинет Англию в момент опасности и поддержит  — ее всеми силами. Оба — и Редмонд и Карсон  — приняли деятельное участие в организации рекрутского набора в И. Отношение английских властей к враждующим группам ирландского движения было неравным; тогда как олстерские полки в течение многих месяцев оставались в Англии или в самой И., полки, составившиеся из ирландских волонтеров, направляли в самые опасные места с явной целью ослабить будущих противников Англии. Да 218

леко не все волонтеры  — последовали за Редмондом и вошли в его организацию «Национальных волонтеров». Организованное меньшинство под руководством первого организатора волонтеров проф. Мак-Нейля сохранило старое название и отказалось итти на фронт. Шинфейнеры, к-рые теперь оставались главной враждебной правительству мелкобуржуазной группировкой, стали бороться против набора в армию в союзе с «Гражданской армией» рабочих.

Началось широкое распространение газет, брошюр и книг, направленных против участия в войне во имя интересов Англии. Правительство применило к И. закон о защите государства и закрыло целый ряд левых органов печати, в т. ч. орган Конноли «Ирландский рабочий» и те органы, к-рые появлялись то там, то здесь вместо него, и различные органы шинфейнеров, издававшиеся Гриффитсом: «Шин Фейн», «Ножницы и клей» и др. В И. был воспрещен ввоз американских ирландских изданий, агитировавших против Англии. По мере того как правительство усиливало репрессии, движение против английского владычества нарастало. В то время как антианглийские настроения росли, а влияние редмондитов слабело, по т^ере того как ряды сторонников Англии редели в виду отправок на фронт, а враждебные Англии элементы укреплялись, среди части руководства «Ирландских волонтеров» (Терс, МакНейл) все более укреплялась мысль о необходимости использовать момент для восстания против английского владычества и окончательного его свержения. В свою очередь организованное рабочее движение, руководимое из «Либерти Холл» в Дублине, где помещался штаб «Гражданской армии», склонялось к восстанию.

Вопрос о восстании был впервые поставлен еще весной 1915; к восстанию усиленно готовились, рассчитывая между прочим и на возможность получения оружия из Германии, где вел переговоры с германским правительством один из участников движения, офицер английской службы сэр Роджер Кезмент. В нескольких местах И. уже происходили стычки английских войск и полиции с волонтерами, когда стало известно, что правительство подготовляет арест и высылку руководителей всех противоправительственных организаций. Выступление было решено назначить на пасхальные дни 1916.

Кезмент из Германии на подводной лодке при-, был в Ирландию, но был арестован; отправленное одновременно под шведским флагом из Германии судно с оружием было захвачено англ. крейсером. Лидер волонтеров Мак-Нейл на конференции руководителей волонтеров предложил отменить выступление и отдал соответствующий приказ, несмотря на то, что более левые элементы среди волонтеров и «Гражданская армия» решили итти до конца. Эти разногласия в среде организаторов восстания несомненно ослабили удар.

Восстание 1916 имело большое значение, т. к. вскрывало всю важность вопроса о самоопределении малых наций в эпоху империализма (на это указывал тогда же Ленин в дискуссии с Радеком и Пятаковым; см. Ленин, Соч., т. XIX, стр. 267—271). Восстание 1916 показало, что мелкая буржуазия, борющаяся за национальное освобождение, может быть ценным союзником рабочего класса (см. Дублинское восстание 1916). Главная ошибка руководителей восстания заключалась в том, что они не пытались связать провозглашение политической