Страница:БСЭ-1 Том 29. Интерполяция - Историческое языковедение (1935)-1.pdf/174

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

в конечном итоге органическое единство формы и содержания являются также необходимыми предпосылками полноценности И.

Искусство и художественный труд. В процессе исторического развития изменяется не только само И., но изменяется и характер художественного творчества, сам художественный труд. Изменение последнего зависит от данной общественной формации и ее классовой структуры-, от характера разделения труда в данном обществе и создается, с одной стороны, художниками, поэтами, писателями, композиторами и другими творческими работниками, а с другой стороны — музыкантами, актерами, певцами, танцорами и т. д., т. е. людьми, творчески воспроизводящими художественное произведение. Но подобное разделение художественного труда возникло сравнительно поздно. В первобытном, доклассовом обществе не было людей, для к-рых производство художественных ценностей являлось бы профессией, специальностью. Художественное творчество, будучи достоянием народа в целом, было одновременно продуктом народных масс. В этом обществе художником был (или мог быть) каждый для себя и каждый для всех. Такое положение было возможно только при отсутствии общественного разделения труда или при наличии лишь первичных форм этого разделения.

Как только начинает развиваться общественное разделение труда и вместе с тем намечается классовое разделение общества, как только отделяется духовное производство от материального, меняется характер и художественного труда. Возникают группы людей, к-рые выступают в качестве идеологов данного общества и его господствующего класса и которые «делают главным источником своего пропитания разработку иллюзий этого класса о самом себе» (Маркс и Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. IV, стр. 37).

Сначала эти люди совмещают в себе функции жреца, пророка, врача, советника по правовым вопросам, «историка» и художника.

Только позже художественный труд выделяется в особое ремесло (в особую профессию), подчиненное (например в древнем Египте) касте жрецов, представляющей собой как бы центр «идеологического контроля». Таким образом помимо народного творчества, продолжающего свое существование на всем протяжении человеческой истории, вырабатываются различные художественные профессии, численность к-рых меняется и увеличивается уже в связи с развитием самого И. и его видов. Характер же этих профессий зависит от общественных условий, создавших их. Так, в античности труд художника приравнивается к труду свободного ремесленника, в феодальном обществе  — к труду крепостного или же входит в систему монастырского труда. Феодалы создают свои собственные театры из крепостных актеров, имеют крепостных художников и пр. Эпоха Ренессанса наследует и укрепляет цеховые корпоративные организации  — художников-профессионалов, обслуживающих городские и церковные общины и частных граждан. В дальнейшем существуют, с одной стороны, художники, работающие при дворах абсолютических монархий, выполняющие заказы представителей ^верхушки господствующих классов, а с другой стороны, существуют «свободные» художники, работающие на рынок. Капиталистический способ производства окончательно пре 342

вращает художественное творчество в «свободную профессию». Основным потребителем художественной продукции является уже не заказчик, а обезличенный капиталистический рынок; художественная продукция приобретает значение товара. Такая система организации художественного труда создает иллюзию свободного творчества, но по существу, чем больше внедряются капиталистические способы производства в художественный труд, тем больше он подчиняется требованиям рынка, тем меньше места остается для творческой инициативы, тем больше обезличивается как художественная продукция, так и художественное творчество. Возникающее идейное оскудение неизбежно ведет (и привело) в эпоху империализма к общему упадку художественного творчества, к вырождению буржуазного И.

Отделение духовного производства от материального в капиталистическом обществе получило уродливое завершение, приводящее, через узкую профессионализацию художественного творчества, к профессиональной замкнутости и узости. Искусство, бывшее в периоды своего подъема и расцвета достоянием широких народных масс, все больше становится достоянием узких привилегированных кругов, ставит своей задачей гедоническое наслаждение для немногих. Сохранившееся и попавшее под сильное влияние идеологии господствующих классов народное искусство или воспринимается как «экзотика» или используется для националистических, шовинистических целей правящих классов.

Социализм, уничтожающий разрыв физического и умственного труда, в корне изменяет характер художественного творчества, его возможности и организацию. «Исключительная концентрация художественного таланта в отдельном индивиде и связанное с этим подавление его в широкой массе есть следствие разделения труда. Если бы даже при известных, общественных условиях каждый индивид. был отличным живописцем, то это вовсе не исключало бы возможности, чтобы каждый был также и оригинальным живописцем, так что и здесь различие между,, человеческим4 ‘ и „единственным“ трудом сводится к простой бессмыслице.

Во всяком случае при коммунистической организации общества отпадает подчинение художника местной и национальной ограниченности, которая целиком вытекает из разделения труда, а также замыкание художника в рамках какого-нибудь определенного искусства, благодаря чему он является исключительно живописцем, скульптором и т. д., так что уже одно название его деятельности достаточно ясно выражает ограниченность его профессионального развития и его зависимость от разделения труда. В коммунистическом обществе не существует живописцев, существуют лишь люди, которые между прочим занимаются и живописью», — писали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» (Соч., т. IV, стр. 380—381).

Об этом же говорит Ленин: «Капитализм неизбежно оставляет в наследство социализму, с одной стороны, старые, веками сложившиеся, профессиональные и ремесленные различия между рабочими, с другой стороны, профсоюзы, которые лишь очень медленно, годами и годами, могут развиваться и будут развиваться в более широкие, менее цеховые, производственные союзы (охватывающие целые производства, а не только цехи, ремесла и профессии) и затем,