Страница:БСЭ-1 Том 29. Интерполяция - Историческое языковедение (1935)-1.pdf/91

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ние в деле колонизации Вост. Сибири. В первые десятилетия город имел исключительно военное значение. Наиболее крупной осадой со стороны восставшего бурятского населения была осада И. отрядами Ердени Ноина с присоединившимися к нему забайкальскими казаками.

Восстание было разгромлено. — С конца 17 в. начинает расти торговое значение города; И. становится транзитным пунктом русской торговли с Якутией, Монголией, а впоследствии с Китаем. Первые торговые караваны в Китай были посланы в 1698. С начала 18 в. в И. прочно обосновываются великоустюжские купцы и промышленные люди. Об И. 18 в. один шведпутешественник писал, что город «подобно оазису в пустыне привлекал к себе торговые пути Азии». С проведением Московского тракта товарооборот пошел через Красноярск к Томску, а от него водной системой р. Оби к Уралу.

Население И. за 18 в. выросло с 726 чел. в 1700 до 20 тыс. в конце века. Первое место в торговле И. принадлежит торговле с «тайгой», т. е. с якутами и тунгусами (эвенки). Основными товарами, к-рые шли в тайгу, были: мука, сукно разных сортов, гл. обр. цветное, металлические украшения, металлическая посуда, обратно шли исключительно меха (частью в Китай, где обменивались на шелк), бумажные ткани (даба), а впоследствии — чай, но по преимуществу — в центр России через Ирбитскую ярмарку.

В середине 18 в. ряд иркутских купцов пускается в морские колониальные предприятия: так, П. Трапезников в 1745 организовал экспедицию к Алеутским островам (см.), открыл о-в Атху и вел меновую торговлю с туземцами; Г. И. Шелехов организовал из купцов, ведущих торговлю с заокеанскими странами, «Российско-Американскую компанию». При Павле I компании дан был ряд привилегий, и за ней закреплена территория Алеутских и Курильских островов и Аляска. С 30  — х годов 18 века русско-китайская торговля сосредоточивается в Кяхте (см.), и Иркутск становится перевальным пунктом для кяхтинских товаров. Купечество безраздельно господствовало и в органах самоуправления. С (открытием в 30  — х гг. 19 в. золота в Вост. Сибири капиталисты И. начинают принимать участие и в золотопромышленности, особенно в Ленской тайге, где прииски разрабатывались исключительно иркутскими купцами. С 50  — х гг. И. играет роль стратегического форпоста в деле дальнейшей колонизации Вост.

Сибири (Амурского и Уссурийского краев). — Промышленное значение города совершенно не соответствовало его торговому размаху. В И. довольно слабо была развита не только крупная промышленность, но и ремесло. Так, в 1889, за 10 лет до проведения ж. д., в И. было всего 13 предприятий: 3 водочных, 2 лесопильных, 2 мукомольных, 2 пивоваренных, дрожжевая, спичечная и табачная ф-ки и 109 ремесленных заведений. После проведения ж. д. близ И. развивается добыча каменного угля (Черемхово).

Уже с начала 18 в. И. и Иркутская губерния становятся местом политической ссылки. Первым «государственным преступником», сосланным в Иркутскую губ. (Илимск), был А. Н. Радищев (1792—96). В И. перебывало немало вельмож, заброшенных в ссылку царской опалой, среди них — Ганнибал (прадед Пушкина) и М. М. Сперанский (последний с 1819 по 1822 занимал должность восточно-сибирского ген. губернатора). С конца 30  — х гг. после отбытиякаторжных работ в городе и губернии была водйорена на поселение большая партия декабристов: Муравьевы, С. П. Трубецкой, С. Г. Волконский, А. И. Якубович, А. В. и И. В. Поджио, бр. А. И. и П. И. Борисовы, В. К. и М. К.

Кюхельбекеры и мн. др. Жило много ссыльных поляков, участников восстаний 1831 и 1863.

Наличие среди них ремесленников имело значение для роста ремесла в городе. Из петрашевцев в И. жил Н. А. Спешнев, к-рый с 1857 был редактором (первым) «Губернских ведомостей», и нек-рое время — М. В. Буташевич-Петрашевский, основавший в 1860 газ. «Амур». В начале 60  — х гг. в И. нек-рое время жил И. А. Бакунин, бежавший с места поселения, с 1888  — Д. А.

Клеменц, состоявший хранителем музея, П. Г.

Заичневский (в Витиме), ряд народовольцев. С половины 90  — х гг. появляются ссыльные марксисты — А. А. Богданов, Н. Е. Федосеев, А. М.

Лежава, Л. Б. Красин и др. После 1905 там были в ссылке М. В, Фрунзе, Ст. Коссиор, В. В.

Куйбышев и мн. др. И. В. Сталин в сибирской ссылке был три раза: первый раз в 1903—04 в селе Новая Уда, Иркутской губ., Балаганского уезда, второй раз в 1912 в Нарымском крае, третий — в Туруханском крае (1913—1917). Марксистам принадлежала инициатива организации первых революционных кружков среди рабочих И. К моменту ликвидации ссылки в 1917 в И. и губернии оказалось более 6 тыс. политических ссыльных.

Оформление иркутской с. — д. организации от-г носится к началу 1902. Первоначально организация входила в состав «Сибирского социалдемократического союза» (см.). В И. велись пропаганда и агитация среди ж. — д. рабочих, типографов, строительных рабочих, портных и среди солдат. Иркутская организация в то время бьь ла ярко искровского направления. В своем от-* чете ЦК в августе 1904 иркутские большевики писали: «Создание крепкой партийной организации профессиональных революционеров, этот выход, указанный Лениным, мы считаем единственно правильным выходом и теперь. Поскольку мы будем уклоняться, не подвинемся ни на шаг вперед». Наиболее крупными событиями 1905 в И. были октябрьская забастовка и солдатское восстание. Всеобщая октябрьская забастовка происходила 19—20 октября, она была прекращена по призыву меньшевистского «стачечного комитета». Поводом к солдатскому восстанию были армейский режим, тяжелые материальные условия казарменной жизни и задержка демобилизации (после Русско-японской войны).

Созданный в ноябре военно-стачечный комитет стал во главе восставшего гарнизона. На солдатском митинге 28/XI решено было начать всеобщую «забастовку». Движение получило ярко политическую окраску. Восставшие требовали улучшения солдатского быта, а также выставляли чисто политические лозунги: отмена смертной казни, амнистия, созыв Учред. собрания, земля — народу. Были смещены командиры и начальник гарнизона. Однако стачечный комитет, в к-ром главную роль играли эсеры, проявлял нерешительность, а это привело к тому, что отстраненному начальнику гарнизона ген. Ласточкину удалось сорвать восстание. Подавление этой военной «стачки» было началом конца революционного движения. В первой половине января начинается дикая расправа карательной экспедиции ген. МеллерЗакомельского с железнодорожниками от ст.