Страница:БСЭ-1 Том 29. Интерполяция - Историческое языковедение (1935)-2.pdf/128

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Увлечение И. м., имевшее место в советской педагогике как реакция против зубрежки, характеризовавшей старую школу, явилось результатом буржуазных влияний: в буржуазной педагогике получили широкое распространение установки, направленные против систематического изучения наук и требующие лишь формального развития учащихся в школе. Эти установки вполне естественны для. буржуазной узко-эмпирической деляческой школы, поскольку она не ставит своей задачей выработку в детях научного мировоззрения на основе связи между теорией и практикой и критического овладения всеми теми знаниями, к-рые выработало человечество. С точки зрения буржуазии трудящиеся должны овладевать знаниями только постольку, поскольку это в интересах буржуазии (Энгельс); для широких буржуазных кругов также нет необходимости в слишком углубленном изучении наук. Поэтому вопрос овладения системой знаний в процессе школьного обучения в новейшей буржуазной педагогике стоит на втором плане. Программа советской школы в отличие от буржуазной должна дать детям «основы наук», «точно очерченный круг систематизированных знаний». Поэтому стремление некоторых педагогов построить все преподавание или преподавание отдельных дисциплин на основе исследовательского метода было несомненно вредным, в известной мере отражавшим установки буржуазной теории «свободного воспитания» и приводившим на практике к реализации антиленинской теории отмирания школы. Вместо систематического изучения наук, при котором основной формой изучения становился урок, получалось бессистемное, требующее огромной затраты времени прохождение отдельных поддающихся изучению исследовательским методом тем или вопросов, что находится в прямом противоречии с требованием исторического постановления ЦК ВКП(б) о школе от 5 сентября 1931.

Поскольку одной из предпосылок И. м. является активизация учеб, процесса, современная советская школа признает необходимость и важность внедрения некоторых мо^ ментов и приемов исследовательского характера в учебный процесс. Однако она не может принять И. м. в качестве основного и тем более универсального, как на том настаивали нек-рые советские педагоги, и строит свою работу на основе указаний, данных в постановлении ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе от 5/IX 1931, ведя борьбу против ошибок правого и левацкого порядка, вытекающих из непонимания методологических предпосылок, правильного соотношения между методом и содержанием в школьном обучении. А. Пинкевич.

ИССОП, Hyssopus officinalis, полукустарник из сем. губоцветных, 20—60 см высоты, с сильно пахучими листьями, темно голубыми, реже розовыми или белыми, цветками. Дико растет преимущественно по солнечным каменистым местам в Юж. Европе, на юге Европ. части СССР, на Кавказе, в Средней Азии; разводится коегде в Юж. и Средн. Европе, в Крыму, в черноземной полосе Европ. части СССР и легко дичает. Дает эфирное масло, применяемое в парфюмерии. Трава И. употребляется в медицине, преимущественно народной, а также как пряность; собирается в начале цветения. На меловых горах встречается другой очень близкий вид И., Hyssopus cretaceus.ИССЫК-КУЛЬ (по-тюркски  — «горячее озеро»; название, объясняемое тем, что озеро никогда не замерзает зимой), бессточное солоноватоводное озеро в Киргизской АССР, одно из крупнейших горных озер на земле. Расположено в центре Тянь-Шаньской горной системы, между 42°12' — 42°45' с. ш. и 76°14' — 78°24' в. д. на высоте 1.579 м.

Первое упоминание о И. — К. (Же-хай, т. е. «теплое море»> встречается в китайских летописях 2 в. до хр. э. В 7 в.

И. — К. был описан китайцем Сю Ань-цан. В 1722 нанесен да карту Унковским под именем Тускель, т. е. Соленого озера. В 1856—57 П. П. Семенов сделал съемку озера и описал его. Из позднейших работ важны исследования Северцова, Мушкетова, Краснова, Нагаева (1891, первые промеры), П. Ю. Шмидта (фауна)., Берга (1903, 1928).

Занимает котловину (синклиналь-грабен), вытянутую с 3. на В. и окруженную высокими горными хребтами. С С. вдоль озера протягивается хребет Кунгей Ала-тау (см.); юж. склон его круто, почти без предгорий, поднимается над озером километров в 10 от берега, но местами подходит ближе, а в урочище Кесе-сенгыр горы достигают озера, круто спускаясь прямо в воду. С Ю. бассейн озера окаймляется хребтом Терскей Ала-тау (см.); гребень его дальше отстоит от берега, чем гребень Кунгея; склон к озеру сильнее расчленен и местами имеет хорошо развитые предгорья. Поэтому реки, стекающие в И. — К. с Терскея, имеют более развитые водосборные бассейны и многоводнее речек Кунгея. На 3. котловина И. — К. замыкается массивом Кызыл-омпул; на В. между Кунгеем и Терскеем вклинивается невысокий хребет Ичке-тасма.

Длина озера между урочищем Кутемалды и устьем g. Тюп  — 182 км, наибольшая ширина  — 58 км, площадь  — 6.205 км* (по КузнецовуУгамскому  — 6.124км2). Островов на И. — К. нет.

Береговая линия мало изрезана. На В. озеро образует два значительных залива в устьях рек Тюп и Джиргалан, разделенных полуостровом Тасма, к-рые, как и небольшие устьевые заливы («затоны»), на юж. берегу имеют большое рыбопромысловое значение.

Средняя . годовая температура воздуха на И. — К. 6—7°, июльская 17—18°, январская  — т  — 5°. Средняя годовая амплитуда  — 22, 5°. Осадки преобладают летние. Сравнительная мягкость зимы объясняется отчасти влиянием озера.

Испарения с его поверхности уносятся господствующими на нек-рой высоте зап. ветрами к В. и здесь, сгущаясь на склонах гор, дают обильные осадки. Благодаря этому вост, часть Иссык-Кульской котловины гораздо влажнее западной. В с. Рыбачьем (на 3.) выпадает в год всего ок. 100 мм осадков, снега зимой почти не бывает, а на В. осадков выпадает в Караколе 495 мм, в Тюпе 570 мм и зимой бывают глубокие снега.

К озеру направляется свыше 80 быстрых горных речек; нек-рые из них имеют лишь периодическое течение; нек-рые не доносят своих вод до И. — К., разбираясь целиком на орошение. Важнейшими вост, притоками озера являются Тюп и Джиргалан, южными — Каракол, Джеты-огуз, Барскоун, Тон и др. По приблизительному подсчету, количество воды, приносимой реками в И. — К., составляет ок. 6 км2 в год. Этого было бы достаточно, чтобы повысить его уровень более чем на 1 м за год, но т. к. И. — К. не имеет стока, а годичные колебания уровня обычно не превосходят 1(У  — 20 см, то очевидно весь этот приток воды компенсируется испарением. Наибольшей высоты уровень И. — К. обычно достигает в августе в раз-