Страница:БСЭ-1 Том 29. Интерполяция - Историческое языковедение (1935)-2.pdf/28

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

стие в завоевании и заселении земель, отнятых у мавров. Реконкиста, начавшись в 11 в., к концу его имела значительные результаты: арабы были оттеснены к югу на большое пространство. Однако призванные ими на помощь альморавиды и альмохады задержали продвижение христианских рыцарей на целое столетие. В 1212 испанцами нанесено было арабам решительное поражение, и с конца 12 в. реконкиста началась с новой силой. К 1248 в руках мусульман осталась на юге полуострова только Гранада (см.), к-рую арабы под владычеством династии Насридов (1232—1482) удерживали в своей власти до конца 15 в.

Вся освобожденная территория перешла в руки испанских феодалов, основавших здесь ряд новых государств. На западе сложились Астурия, Леон с Галисией и Кастилия, на востоке  — Наварра, Арагония и Каталония. Социальный строй этих феодальных государств складывался не совсем одинаково. Старейшим испанским королевством была Астурия со столицей Овиедо. Это королевство возникло в 8 в. при Пелайо, объединившим силы вестготских феодалов для приостановки победоносного продвижения арабов. Пелайо был избран королем (718—737). В борьбе с арабами и местными феодалами Астурия подчинила себе Галисию, закрепив ее за собой в конце 9 в., северную часть Португалии и др. земли. В 910 Астурийское королевство распалось на собственно Астурию, Галисию и Леон. В 92. 4 эти земли были вновь объединены Леоном. В этих областях добывали железо, из к-рого выделывали оружие и плуги, а также развивалась текстильная промышленность (выработка льняных и шелковых тканей).

Арагония возникла на востоке полуострова (в 9 в. была сначала графством и с 11 в. стала королевством). Столицей Арагонии, заключившей в 11 в. унию с Наваррским королевством, стала Caparcсса, отвоеванная у арабов в 1118.

Реконкиста была проведена под руководством дворян, к-рые захватили в свои руки почти все завоеванные у арабов земли, только часть их они вынуждены были уступить церквам и монастырям. Феодальный гнет над крепостным крестьянством в Арагонии был чрезвычайно силен: сеньоры имели вплоть до 14 века право жизни и смерти над своими крепостными, могли морить их голодом и жаждой. Привилегии арагонских дворян были чрезвычайны даже для средневековой И.: они не платили никаких налогов, могли создавать политические союзы, до 14 века они могли объявлять войну своему королю, низлагать и выбирать его.

Арагонские кортесы (сословное представительство), собиравшиеся с’ 1274, пользовались исключительным влиянием. При вступлении на престол короли принуждены были давать клятвенное обязательство хранить все сословные вольности. Законы, издаваемые верховной властью, получали силу лишь по утверждении их этим учреждением — кортесами. Кортесы имели право привлекать к ответственности любого представителя королевской администрации и даже принимали жалобы на короля. Они решали политические вопросы, а также ведали налоговым обложением.

Для защиты своих привилегий и вольностей арагонское дворянство создало в 14 в. особый орган — несменяемого и пожизненно назначаемого из его среды верховного судью (Justicia Mayor), наделенного огромными полномочиями.

Возможность оказывать через посредство это 454

го судьи легальное сопротивление незаконным действиям короля была приобретена арагонскими феодалами взамен уничтоженной в середине 14 в. так называемой Привилегии уний, действовавшей в эпоху р’еконкисты, представлявшей феодалам право вооруженного сопротивления. Могущество феодалов в органах политического господства вполне отвечало пх ничем не ограниченной власти в области социально-экономических отношений. В промежутках между созывами кортесов (раз в два года) их заменяла так наз. «Депутация королевства», состоявшая из восьми представителей: по два от каждой сословной группы членов кортесов (т. е. духовенства, высшего дворянства, среднего и низшего дворянства и городов).* На обязанности Депутации лежала охрана фуэросов, т. е. прав, дарованных в особых грамотах тому или иному сословию, городу и т. д., от посягательств короля. Представительство городских общин было ограничено лишь несколькими городами.

Каталония (см.), расположенная на приморской полосе, имела другой характер, сохранившийся и после династической унии 1137 с Арагонией. Здесь значительного роста достигли города, к-рые вели оживленную средиземноморскую торговлю. Сильный торговый флот и развитая внешняя торговля в 13 в. превратили Арагонию (в состав к-рой с 12 в. вошла Каталония) в значительную морскую державу, располагавшую колониями. Объединенное Арагоно  — Каталонское государство овладело Сицилией, Балеарскими о-вами и Сардинией (с 14 в.).

Таким образом каталонцы в своих торговых связях с восточными странами конкурировали с итальянскими городами: ими были установлены правила судоходства и торговли, признанные обязательными в гаванях Средиземного моря. Города Каталонии специализировались на производстве кожаных и металлических товаров, корабельного оборудования. Текстильная промышленность (выработка льняных тканей) также достигла здесь значительного развития. Каталонские промышленные товары широко экспортировались на внешний рынок.

Нек-рые из каталонских городов добиваются широкой муниципальной автономии и даже в отдельных случаях (Барселона) права внешних сношений и самостоятельности в области налогов, финансов и торговли. Этот рост экономического и политического могущества городских общин Каталонии вызвал стремление феодалов проникнуть в состав правящей верхушки городов, что привело к созданию городского патрициата из феодальных и купеческих элементов и к увеличению удельного веса городского представительства в каталонских кортесах 13—14 вв. Исключительное значение представительных учреждений Испании Маркс объяснял в своей статье «Революционная Испания^ так: «В формировании испанского королевства имелись условия, исключительно благоприятные для ограничения королевской власти. С одной стороны, отдельные участки территории были отвоеваны и превращены в особые королевства в течение долгих войн с арабами. В этих войнах возникли народные законы и обычаи.

Постепенное завоевание, совершенное главным образом знатью, чрезвычайно усилило ее могущество и в то же время уменьшило власть короля. С другой стороны, населенные пункты и города внутри страны достигли крупного значения, ибо жители вынуждены были селиться 15*