Страница:БСЭ-1 Том 29. Интерполяция - Историческое языковедение (1935)-2.pdf/49

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

жденииво2-й или 3-й Интернационал. За вступление во 2-й Интернационал голосовали делегаты, представлявшие 14 тыс. членов партии, а за вступление в Коминтерн  — представлявшие 12, 5 тыс. членов партии. Вопрос был оставлен открытым. Съезд высказался далее против блокады РСФСР, но в то же время и против объединения с НКТ. На съезде 25/VI 1920 соц. партия определенно постановила присоединиться к Коминтерну и послала в конце года делегацию в Москву, которая однако с ИККИ не договорилась (см. ниже — Коммунистическая партия Испании). Главными отрицательными сторонами рабочего движения этих годов являлись распыленность сил рабочего класса между НКТ и В ОРИ и тактика индивидуального террора анархистов, особенно в Барселоне. Анархистские действия отвлекали рабочих от массовых выступлений и явились непосредственным поводом к контрмерам буржуазии в виде соматенов (см. ниже) и др.; анархизм несомненно также способствовал развитию провокации. Широко развернулось и крестьянское движение, особенно в Андалузии (захват земель крестьянами, образование советов). Этот период (1918—20) назывался в Испании «большевистским трехлетием» и носил на себе печать значительного влияния Октябрьской революции. За эти годы обострились противоречия и по линии национальной, особенно с конца 1918. В связи с борьбой вокруг вопроса об автономии Каталонии один за другим падают два кабинета: А. Маура (ноябрь 1918) и Г. Прието (декабрь 1918).

В конце 1919 внепарламентская, в начале 1920  — парламентская комиссия вырабатывали проект автономии. Каталонии, предусматривающий автономный парламент. Каталонцы устами Камбо, главы Liga Regionalista (Лига областников), партии крупных капиталистов, требовали большего: «суверенитета, а не децентрализации», самостоятельности в финансовых вопросах. Проект не был проведен в виду обострения внутреннего положения, роспуска парламента и из-за блокирования каталонской буржуазии с испанской реакцией для подавления рабочего движения.

В рядах правящих классов — дворян-землевладельцев и буржуазии — разброд чередовался с попытками организации контрнаступления.

Разброд особенно наглядно обнаружился в выборах, к-рые были произведены два года подряд (24/II 1918 и 1/VI 1919); в них участвует около 22 групп и они не дают прочного большинства ни консерваторам ни либералам при росте числа голосов оппозиционных партий (реформистов, республиканцев, социалистов-рехионалистов). В течение 2’/2 лет сменилось 8 кабинетов, из них два коалиционных. После падения кабинета Г. Прието (март 1918) к власти пришла коалиция А. Мауоа в составе: по 3 консерватора и либерала (от всех групп), 2 каталонца(Камбо и Вентоса) и 2 военных. Но и она продержалась лишь 7х/2 месяцев и распалась главным образом из-за разногласий по каталонскому вопросу. Наряду с этим позиция военных хунт стала настолько угрожающей, что 11/11 1918 правительство декретным путем поспешило провести требуемую ими военную реформу, в частности повышение окладов. Это привело к нек-рому успокоению и временному частичному самороспуску хунт. В то же время полевение масс привело к принятию социалистической партией5/XI 1918 новой программы с требованием созыва Учредительного собрания, отмены Сената и т. д.

В отношении пролетариата помещичье-буржуазный единый фронт оставался прочным.

В связи с генеральной забастовкой 25/III 1919 были отменены конституционные гарантии; отмена их продолжалась (с небольшими перерывами) ровно 3 года и была особенно ощутительна в Барселоне. Барселонская буржуазия в 1919 воссоздала старые национальные органы самообороны, т. н. соматены (от каталонского «Som-atenta»  — «мы на-чеку»), добровольческие вооруженные организации фашистского характера, члены к-рых вербуются среди мелкобуржуазных слоев и деклассированных рабочих в целях поддержания порядка, оказания помощи полиции, для штрейкбрехерства и т. д.

В том же 1919 каталонская буржуазия создала предпринимательскую федерацию, к-рая затем превратилась во всеиспанскую (Federacion Patronal Espafiola). В окт. 1919 эта федерация созвала в Барселоне съезд, к-рый постановил объявить локаут по всей стране для подавления рабочего движения. 14  — недельным локаутом, проведенным в конце 1919 и начале 1920, буржуазия не добилась поражения рабочих: требования предпринимателей о невмешательстве в дела производства и о признании аккордной системы зарплаты не были приняты рабочими; наоборот, когда 24/III 1920 вспыхнула 24  — часовая генеральная забастовка железнодорожников за повышение зарплаты, правительство было вынуждено удовлетворить все требования и для этой цели выдало авансы ж. — д. компаниям.

Контрнаступление буржуазии. 1920—22. К середине 1920 буржуазия Испании переходит в контрнаступление. Использовав рост безработицы, связанный с послевоенным кризисом и вытеснением испанских товаров с ряда рынков, испанская буржуазия вступила на путь уменьшения заработной платы и т. п. Наступление на экономические права рабочего класса шло рука об руку с мероприятиями политическими и в частности сопровождалось жестокими репрессиями. Поднявшая голову контрреволюция нанесла основной удар по центру революционного движения — Барселоне. В ноябре 1920 новым губернатором здесь был назначен ген. Мартинес Анидо и начальником полиции  — ген. Арлеги. Они открыли полуторалетнюю полосу разнузданного белого террора. В дополнение к полиции и соматенам Анидо и Арлеги создали т. н. «свободные союзы»  — штрейкбрехерские организации фашистского типа, образованные из деклассированных элементов. Преследованиям подвергались не только рабочие, но и представители демократической части буржуазии и интеллигенции. Соматенисты и члены свободных союзов открыто стали убивать рабочих на улицах.

Так, за полтора года от белого террора погибло от 300 до 500 рабочих. Профсоюзные организации были загнаны в подполье, рабочая печать закрывалась. Этот террор был продуктом блока каталонской крупной буржуазии с испанской реакцией не только против рабочих, но и против каталонской же мелкой буржуазии и интеллигенции.

Контрнаступление буржуазии тяжело отразилось на рабочем движении и рабочих организациях: стачечная волна сильно пошла на убыль. Это видно из следующего сопоставле-