Страница:БСЭ-1 Том 30. История - Камбиформ (1937)-1.pdf/125

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ски ограничились прибрежной полосой. В 1922 итал. империализм готовился вновь завоевать Триполи и Киренаику. Потребовался десятилетний, дорого стоивший колониальный поход, чтобы снова полностью завладеть Ливией.

Фашизм (с 1922). Первое фашистское правительство было по форме парламентским, коалиционным правительством, в к-ром наряду с фашистами посты министров занимали 2 правых либерала, 1 либерал из группы Джолитти, 1 демократ и 2 члена католической народной партии. Такой состав правительства, не меняя характера фашистской диктатуры, являлся выражением слабости и недостаточной уверенности Муссолини в своих силах. «Парламентской» маскировкой фашизм стремился предотвратить открытое сопротивление рабочего класса и крестьянства фашистской диктатуре.

Включение в правительство нек-рых политических деятелей из старых буржуазных партий было вызвано, кроме того, необходимостью преодолеть недоверие нек-рой части буржуазии к Муссолини и фашистскому движению и склонить на свою сторону генералитет, опасавшийся, что режим диктатуры внесет политический раскол в армию и ограничит его самостоятельность в решении военных вопросов.

Вскоре после прихода Муссолини к власти в фашистском движении начался кризис. Политика правительства в интересах крупного капитала разочаровала мелкобуржуазных приверженцев фашизма, ожидавших от фашистского режима разрешения своих социальных проблем. Недовольство в вооруженных отрядах фашистской партии, так наз. фашистских «эскадронах», вызвало их «реорганизацию», что выразилось в вытеснении одной части — оппозиционных элементов — и лучшем материальном обеспечении другой, путем превращения ее в фашистскую милицию, содержание к-рой включалось в гос. бюджет.

Однако, эти мероприятия не могли остановить все усиливавшегося отхода от фашизма мелкобуржуазных масс. Боясь остаться в меньшинстве при новых выборах в парламент, фашисты ввели новый избирательный закон, по к-рому избирательный список, получивший наибольшее число голосов, получает а/з всех мандатов, хотя остальные избирательные списки в сумме объединяют значительно большее число голосов. Остающаяся 1/3 мандатов распределялась пропорционально среди других избирательных списков. Благодая этой реформе правительственный список, в к-рый были включены более 100 политических деятелей прежних буржуазных партий, получил в новом парламенте 375 мандатов. Но одновременно, несмотря на жестокий правительственный террор, прошло в парламент 6/IV 1924 19 коммунистов, 22 социалиста и 25 правых социалистов  — туратианцев.

Убийство, по распоряжению видных фашистских вождей, секретаря и депутата социалистической партии Маттеоти, собиравшегося разоблачить в парламенте коррупцию в рядах фашистских вождей (взятка от американского концерна в несколько миллионов), углубило кризис фашистского режима. Часть оппозиционных партий (социалисты, республиканцы, перешедшие за это время в оппозицию, католическая партия и другие демократические группы) покинула в знак протеста парламент, объявив ему бойкот (так называемый«авентинский»блок оппозиционных партий).Боясь выступлений самих масс, эти группы сеяли иллюзии о возможности путем бойкота заставить короля распустить фашистское правительство. Коммунистическая партия, боровшаяся против тактики бойкота, была слишком слаба, чтобы возглавить движение масс. Таким образом, фашисты выиграли время для реорганизации своих рядов и перехода в наступление. Речь Муссолини, произнесенная 3/11925 перед высшими функционерами фашистской партии, намечала дальнейшее развитие фашистского режима. 1925 и 1926 прошли под знаком растущего террора фашистской диктатуры против революционных рабочих, а также дальнейшей фашизации всего государственного аппарата. 9/XI 1926 фашистское правительство, использовав мнимое покушение 15  — летнего мальчика на Муссолини (мальчик был на месте убит фашистами), объявило о роспуске и запрещении всех политических партий, кроме фашистской. Все коммунистические депутаты и другие партийные работники, к-рых сумела схватить полиция, были арестованы и присуждены к 15—20 годам тюремного заключения. Та же участь постигла деятелей социалистов и других оппозиционных партий.

Кроме коммунистической и социалистич. прессы, была запрещена также и пресса буржуазнодемократическая .

По закону, принятому сенатом 15/XI и обнародованному 10/ХП 1928, фашистский верховный совет, к-рый до тех пор являлся высшей инстанцией фашистской партии, был объявлен одновременно и верховным органом государства, в известных вопросах он не был подчинен власти короля. Формально парламент был сохранен. Но по новому «избирательному» закону «выборы» производятся только по одному списку, составленному фашистским верховным советом. При этом, хотя по закону голосование должно происходить тайно, подача голосов контролируется фашистами. Точно так же было отменено самоуправление общины и вместо бургомистра во главе каждой общины был поставлен назначенный правительством подеста (правительственный комиссар). Коренным реформам подверглись также и фашистские организации. Уже ранее значительно очищенная от мелкобуржуазных слоев, фашистская организация была пополнена добропорядочными буржуазными элементами; выборность партийных руководителей заменена назначенством сверху; запрещены всякие партийные съезды (в государственном, областном или местном масштабе). Подобные же меры были проведены в 1928—29 и в фашистских профсоюзах. Во главе фашистских профсоюзов стоят правительственные комиссары, к-рые назначают нижестоящих руководителей.

Этот процесс развития фашистского режима обусловливался возраставшими трудностями итальянского капитализма. В первые годы фашистской диктатуры противоречия в фашистской системе еще не были так резки благодаря относительной хозяйственной стабилизации, начало которой совпало по времени с приходом к власти Муссолини, а также благодаря конъюнктуре итальянской экспортной промышленности на базе возраставшего обесценивания итальянской валюты. В 1926 обесценение лиры приняло такие темпы, что появилась опасность валютного краха. Банки и тяжелая промышленность, работающая главным образом на внутренний рынок, настоятельно тре-