Страница:БСЭ-1 Том 30. История - Камбиформ (1937)-1.pdf/138

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

партийной политики был перенесен в парламент, где социалистическая фракция к тому времени насчитывала 33 мандата. Парламентскую фракцию возглавляла группа мелкобуржуазной интеллигенции. Характерен ее состав: из 33 депутатов было всего 2 рабочих. Под влиянием сильного роста классово-сознательных элементов пролетариата, широко развернувшихся в стране успешных классовых боев (всеобщая забастовка и забастовка железнодорожников) разногласия между революционной частью соц. партии и реформистами углубились, и в 1904 возобладала тенденция «интегралистского» крыла под руководством Ферри и Моргари.

Наметившееся к тому же времени в рядах партии третье течение (сорельяно) — синдикалистское, возглавлявшееся Артуром Лабриолой и Энрико Леоне (сторонники «прямого действия»), — просуществовало как фракция 2 года, в 1906 на партийном съезде в Риме лидеры этого течения покинули ряды партии. С короткими перерывами «интегральное» течение выражало линию партии от 1904 до 1911.

В 1911 под влиянием национал-шовинистического угара, порожденного триполитанской войной, из рядов оппортунистов выделилась националистич. группировка реформистов под руководством Биссолати, Бонами (см.) и Беренини. Эта часть реформистов, представляя интересы образовавшегося тонкого слоя» рабочей аристократии, в сотрудничестве с буржуазией развивала' теорию необходимости колониальных завоеваний для рабочих, защищала разбойничий, империалистический набег правительства Джолитти на Турцию и призывала голосовать за военные кредиты. Спустя год на конгрессе в Реджо-Эмилии (1912) социалреформисты были исключены из рядов партии согласно резолюции, внесенной «левым социалистом» Бенито Муссолини — будущим вождем («дуче») фашизма. В партии, однако, осталась фракция оппортунистов во главе с Турати, Тревесом и Модильяни. Парламентские выборы 1913, последовавшие тотчас же за заключением мира с Турцией и впервые проведенные на началах всеобщего избирательного права, дали социалистической партии незначительный прирост мандатов: 58 против 49. Во время империалистической войны итальянская социалистическая партия под руководством «интегральных» марксистов заняла центристскую позицию.

За 10 месяцев, истекших с момента объявления войны и до вступления в нее И. (24/V 1915), партия вела кампанию за соблюдение нейтралитета (антиинтервенционизм). В октябре 1914 ЦК партии единогласно санкционировал решение миланской секции об исключении из рядов партии Бенито Муссолини, к-рый со времени конгресса в Реджо-Эмилии (1912) состоял директором центр, органа партии «Avanti», а с первых же дней войны перешел в лагерь ярых империалистов, основав шовинистически-империалистическую газету «Popolo d’Italia» (см. Исторический очерк). После вступления И. в войну социалистическая партия голосовала против военных кредитов. Но партия не стала на путь революционной борьбы против войны. Ее официальным лозунгом было: «Не участвовать в войне и не противодействовать ей». В Циммервальде и Кинтале соц. партия И., представленная официальной делегацией, была против позиции русских большевиков. В рядах партии оставались реформисты — защитники «абсолют 246

ного» нейтралитета и «абсолютного» пацифизма. Из партии не был исключен и Турати, находившийся в лагере защитников буржуазного отечества. Социалистические рабочие массы, наоборот, были решительно против войны, и это помогло созданию революционной фракции, некоторые руководители которой (например Дженнари) высказались в 1917—18 за исключение из партии реформистских социал-шовинистов. Реформисты же, исключенные из партии еще в 1912, открыто и окончательно связали свою судьбу с судьбами империалистической клики. За 3 года войны Биссолати дважды был министром без портфеля в консервативных правительствах Орландо, а Бономи в период между 1919 и 1922 был и премьером конституционно-либерального правительства и военным министром. Первый послевоенный конгресс социалистической партии состоялся в Болонье в октябре 1919 в обстановке нарастающей революционной ситуации (ноябрьские выборы 1919 дали социалистической партии 156 мандатов). На съезде боролись 4 течения: 1) максималисты, «абстенционисты», возглавлявшиеся Бордигой (см.) и объявлявшие себя противниками парламентаризма; 2) «максималисты-парламентаристы» (Дженнари и Серрати, см.); 3) «центристы», возглавлявшиеся Ладзари (см.) и объявлявшие себя сторонниками диктатуры пролетариата, но без применения насилия, и 4) реформисты-оппортунисты, возглавлявшиеся Турати, Тревесом и Модильяни.

Болонский съезд соц. партии под влиянием общей революционной обстановки в стране вынес решение о вступлении в Коммунистический Интернационал.

Кульминационным пунктом революционной волны, поднявшейся в И. после окончания войны, было занятие фабрик рабочими в Северной И. и захват земель крестьянами в Средней и Юж. И. в 1920. В обстановке острой классовой борьбы с полной очевидностью обнаружились нежелание и неспособность социалистич. партии привести пролетариат к победе. Реформисты, в руках к-рых находилось в это время руководство Всеобщей конфедерацией труда, идя на уступки правительству и фабрикантам, предали и задушили революционное движение под тем предлогом, что занятие фабрик рабочими имеет лишь экономическое значение. Партийное руководство не вело борьбы с реформистами, т. к. само в важнейших вопросах колебалось; поэтому оно не сумело развернуть и углубить революционное движение. При таком положении лишь туринская группа «Нового порядка», о к-рой Ленин сказал, что из всех групп социалистической партии она наиболее близка к большевикам, создала в Турине движение в пользу «фабрично-заводских советов», заняв с самого начала революционную позицию. В связи с решением конкретных задач классовой борьбы резче обозначились внутрипартийные течения. Реформисты, голосовавшие на Болонском конгрессе за вхождение в 3-й Интернационал, теперь повели ожесточенную борьбу против Коминтерна. Лидеры реформистов резко выступили против решения ЦК партии от 28/IX 1920 о принятии «21 условия» для вступления в Коминтерн. Турати и Модильяни созвали чрезвычайную фракционную конференцию в Реджо-Эмилии, принявшую по предложению Тревеса резолюцию против диктатуры пролетариата и против установления советской власти «по русскому образ-