Страница:БСЭ-1 Том 30. История - Камбиформ (1937)-1.pdf/141

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

няя группа, к-рая, по словам Ленина, своей программой и идеологией ближе всего подходила к большевизму, оказала впоследствии решающее влияние на выработку правильной линии в компартии И., руководила партией в борьбе против крайне-левых и сумела провести ее через борьбу против Бордиги и его последователей на путь большевизации. Левое крыло социалистической партии отстаивало необходимость разрыва с реформистами.

В 1920, после II конгресса Коммунистического Интернационала [на к-ром Ленин вскрыл ошибки Серратгь (см.) и левацкий загиб Бордиги], на конференциях в Реджо-Эмилии, Флоренции и Имоле оформились фракции: реформистская, унитарно-максималистская (центристы) и коммунистическая. На Ливорнском конгрессе (1921), где эти три фракции выступили каждая со своей программой, произошел раскол социалистической партии. Максималисты оказались при этом вместе с реформистами.

Собрав большинство против коммунистов, они вместе с реформистами высказались против «21 условия» о приеме в Коминтерн и за сохранение единства с реформистами (см. Социалистическая партия И.). Коммунисты, огласив свое заявление, покинули съезд, основали коммунистическую партию И., секцию Коминтерна.

Ко времени образования компартии И. фашистское наступление было уже в полном разгаре.

В ряде провинций партии пришлось поэтому сразу перейти на нелегальное положение. Партийные кадры подвергались преследованиям.

Сотни лучших борцов были убиты в первые два года существования партии. Часть партийных работников принуждена была эмигрировать из И.

Три ежедневных газеты партии  — «II communista» в Риме, «II lavoratore» в Триесте и «L’ordine nuovo» в Турине, — а также и теоретическое издание «La rassegna communista» очень часто конфисковывались и не доходили до провинции даже тогда, когда они официально не запрещались. Бороться с трудностями, к-рые создавал фашистский режим, мешала неправильная, сектантская политика руководства компартии И. За период 1921 партия под руководством Бордиги не сумела выполнить возложенных на нее III конгрессом Коминтерна задач: изменения в свою пользу соотношения сил в социалистической партии и превращения компартии И. в массовую партию. Широкие массы трудящихся остались под влиянием максималистов и реформистов. Одним из типичных примеров сектантства бордигистского руководства является его тактика в отношении двух организаций, созданных массами: «Arditi del popolo» (бригады народного штурма) и «Alleanza del lavoro» (объединение различных антифашистских организаций). Бордигисты отказались от единого фронта с этими организациями, т. к. единственной базой единого фронта они считали профсоюзы. Бордигистское руководство вело также борьбу против установленной Коминтерном тактики привлечения на свою сторону искренне революционных элементов, оставшихся в социалистической партии после раскола. Бордигисты считали, что «партия раньше всего представляет собой отборную группу вождей; это — кадры, получившие достаточную интеллектуальную подготовку для руководства рабочими массами, но не массовая партия» («Коммунистический Интернационал в документах», М., 1933, стр. 520).При этом бордигисты понимали задачу руководства партией рабочими массами сектантски, считая ненужным непосредственное участие партии в повседневной борьбе рабочего класса и в организации этой борьбы. Это приводило к отрыву партии от масс.

Несмотря на сектантскую политику своего руководства, компартия И. показала, что она может героически бороться против фашизма.

В этой борьбе она потеряла несколько лучших своих борцов: Спартако Лаванини, Джузеппе Беррути и др. В письме Президиума ИККИ (1922) взгляды Бордиги подвергались резкой критике за левацкую, сектантскую тактику, приводившую к изоляции партии от масс.

Бордига, говорилось в письме, строит свою политику не на марксистском понимании истории, а на мелкобуржуазной идеологии.

I В момент своего возникновения компартия И. была проникнута бордигистской идеологией.

II конгресс итальянской компартии в Риме (1922) выработал программу партии не на принципах ленинизма, а на принципах бордигизма.

На этом конгрессе выступили и правые, толковавшие политику единого фронта в духе отказа компартии И. от самостоятельной пролетарской линии. В борьбе против правых (Таска, Серра, Грациадеи и др., впоследствии исключенные из партии) все руководство партии объединилось с бордигистской левой, отказываясь на данный момент от борьбы на два фронта. Коммунистический Интернационал и Ленин, сыгравшие важнейшую роль в образовании партии, изо дня в день следили за ее деятельностью, стараясь исправить ее ошибки.

На IV конгрессе Коминтерна (осенью 1922) было признано необходимым слияние компартии И. с «терцинтернационалистами» (одной из фракций максималистской партии, сторонницей 3  — го Интернационала). В виду саботажа этих решений руководством компартии И., 3-й пленум ИККИ потребовал от компартии И.

«не формального, а действительного проведения решений Коммунистического Интернационала», наметил ряд мероприятий в этой области, для осуществления к-рых необходимо было изменение состава ЦК компартии И. Соответственно решениям 3  — го пленума ИККИ бордигисты были выведены из руководящих органов партии. Новое руководство партии во главе с Грамши и Тольятти (Эрколи) с первых же шагов повело борьбу за осуществление директив Коминтерна, за большевизацию партии. Оно осуществило объединение с «терцинтернационалистами», насчитывавшими несколько тысяч единомышленников, среди к-рых было немало ценных и хорошо известных массам активистов. Результаты новой тактики партии сказались уже на выборах в апреле 1924, когда значительно возросло число полученных ею голосов, тогда как у социалистической партии число их сократилось вдвое. Число членов партии возросло, а ее центральный орган «L’unita», заменивший три запрещенных газеты, стал выходить в количестве 40—50 тыс. экземпляров. На многочисленных заводских выборах коммунисты получили абсолютное большинство против реформистов и фашистов.

Во Всеобщей конфедерации труда влияние партии выросло. Конгресс партии (в Лионе, 1926) справедливо может быть назван конгрессом большевизации итал. коммунистической партии. Главными вопросами, обсуждавшимися на нем, были: реорганизация партии на осно-