Страница:БСЭ-1 Том 30. История - Камбиформ (1937)-2.pdf/79

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

беки, что не могло не повлиять на участие в движении крестьянства. Ослаблением движения воспользовался царизм. В 1832 Розен предпринимает карательную экспедицию в Чечню, сопровождавшуюся обычными суровыми репрессиями: было сожжено до 60 селений. В октябре 1832 царскими войсками было занято селение Гимры и Гази-Мухаммед был убит.

Преемником убитого имама был избран аварский чанка Гамзат-бек. Этот факт показывает, что бекские группы пытаются захватить руководство движением в свои руки и изменить его антифеодальный характер. Первые выступления Гамзата против царских войск не приводят к успеху; волнения происходят лишь в Аварском ханстве, крестьянство плоскости не было вовлечено в движение. Гамзатбек пытается принудить к выступлению против царизма правительницу Аварского ханства Паху-бике, но во время переговоров в лагере Гамзата под Хунзах ом в 1834 разражается стихийная вспышка ненависти крестьян к ханам; мюриды Гамзата убивают сыновей Паху-бике  — Нуцал-хана и Умма-хана. На следующий день Гамзат занимает Хунзах и, не рассчитывая болев на союз Паху-бике, казнит последнюю.

Однако, спустя короткое время среди хунзахцев образуется заговор с участием известного Хаджи-Мурата. Заговорщики убивают имама, а немного времени спустя, в 1835, Хунзах занимают царские войска.

Восстания под руководством Шамиля (1834—55). Борьба за независимость на с.-з. Кавказе. Имамом после смерти Гамзата был избран Шамиль (см.), кандидат койсубулинских узденей. Шамиль сумел объединить под своей властью горные племена Дагестана и «Чечни. При крупных административных способностях Шамиль был выдающимся стратегом и организатором вооруженных сил.

Ему удавалось выставлять довольно крупные силы против царских войск — от 10 до 20 тыс. в отдельных сражениях. Это были массовые военные ополчения. Все мужское население в возрасте от 16 до 60 лет обязано было нести военную службу. Особое внимание Шамиль уделял созданию сильной конницы. В составе конницы лучшую в военном отношении часть представляли муртазеки, к-рые набирались по одному из десяти семейств. Шамиль стремился создать нечто вроде регулярной армии с разбивкой на тысячи (альф) и сотни с низшей единицей  — десяток (амара). Войско Шамиля в высокой степени было способно к подвижной обороне в горной местности. Зная превосходно все горные тропы и проходы, Шамиль совершал в горах поразительные переходы до 70 км в сутки. Благодаря своей подвижности, войско Шамиля легко уходило из боя и ускользало от преследования; но оно было крайне чувствительно к обходам, к-рые применялись обычно русским командованием.

Крупные дарования Шамиля как полководца выразились в том, что он сумел найти тактику, соответствующую особенностям его войска. Базу свою Шамиль нашел в центре горной системы сев. — вост. Кавказа. С юга сюда ведут два ущелья — долины рек Аварского и Андийского Койсу. У их слияния Шамиль построил свое знаменитое укрепление Ахульго, с трех сторон окруженное неприступными обрывами. Подступы к своим опорным пунктам горцы стремились закрыть завалами, сооружая укрепленные посты и целые ярусы оборони 496

тельных линий. Тактика заключалась в том, чтобы задержать наступление царских войск, измотать их в непрерывных стычках, неожиданных налетах, в особенности на арьергарды.’ Лишь только царские войска вынуждались к отступлению, последнее всегда проходило в трудных условиях, т. к. непрестанные атаки горцев в конец истощали силы отступающих, нанося им громадные потери. Используя свое центральное положение по отношению к разбросанным вокруг силам царизма, Шамиль делал грозные набеги, неожиданно появляясь там, где он рассчитывал на поддержку населения и на слабость гарнизона. Значение указанной высокогорной базы для военных операций Шамиля станет еще более ясным, если учесть, что здесь у него были организованы военные, конечно, весьма примитивные, производства. В Ведено, Унцукуле и Гунибе было организовано производство пороха. Селитра и сера добывались в горах. Население аулов, производивших добычу селитры, освобождалось от военной службы и получало особую плату  — 1х/г рубля серебром на каждое семейство. Холодное оружие выделывалось кустарями, а винтовки употреблялись обычно турецкого и крымского изделий. Артиллерия Шамиля состояла, гл.. обр., из орудий, захваченных у царских войск. Шамиль даже пытался организовать отливку орудий и производство лафетов и артиллерийских ящиков. В качестве мастеровых и артиллеристов у Шамиля служили беглые русские солдаты и даже несколько офицеров.

В начале деятельности Шамиля царские войска, вторгшись в Аварию (1834), взяли штурмом Гоцатльские высоты, укрепления которых шли в несколько ярусов, а в 1837, заняв Хунзах, вытеснили мюридов из большей части Аварии. Шамиль сохранил влияние лишь в нек-рых обществах Нагорного Дагестана (гл. обр., Койсубу). К 1837 Шамилю удается объединить под своим руководством вождя Чечни  — Ташов-хаджи — и тилитлинского — Кибит-Магому, действовавшего в Среднем Дагестане. Попытка отряда ген. Фези в том же 1837 взять Тилитль кончилась тем, что обе стороны оказались в невыгодном положении и заключили соглашение, после к-рого Фези отступил. Это событие было воспринято как поражение царских войск.

Чтобы исправить положение, для овладения укрепленным центром Шамиля, замком Ахульго, в 1839 была направлена экспедиция под командой графа Граббе. Экспедиция закончилась кровопролитным штурмом, взятием и разрушением Ахульго. Шамиль успел бежать в глухой район горной Чечни. Предпринять серьезные действия против царских войск Шамиль тогда был не в состоянии. Крестьянское движение в начале деятельности Шамиля(1834—1839) проявлялось слабо. Воспользовавшись поражением Шамиля, царские войска в это время усилили наступление на адыгов. Они ставили своей задачей окружить адыгейские племена и отрезать их от Черного моря. В 1830 царские войска заняли Гагры, в 1831 было основано укрепление Геленджик. В 1837 началось новое продвижение царских войск по побережью Черного моря; укрепления здесь строились со стороны Сухума и от правого фланга Кавказской линии. В начале 1838 рус. десантный отряд высадился в устьи р. Сочи и построил Навагинское укрепление; другой (таманский) отряд в мае высадился у устья р. Туапсе и построил