Страница:БСЭ-1 Том 30. История - Камбиформ (1937)-2.pdf/81

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

укреплениям силы, чем с большим искусством воспользовался Шамиль. Когда в середине 1843 Шамиль начал наступление на Аварию, большинство мелких царских отрядов погибло.

Торцы взяли шесть укреплений, захватили 12 орудий, 4.000 орудийных зарядов, 250 тыс. патронов. Это было уже катастрофой для царизма и лишь спешно переброшенный в Аварию «(Нагорный Дагестан) самурский отряд помог  — удержать Хунзах. Восстание распространилось на шамхальство Тарковское, Шамиль появился под Темир-Хан-Шурой и обложил укрепление Низовое (на месте б. крепости Бурной). Одновременно с занятием аула Гергебиль Шамиль блокировал в Хунзахе аварский отряд Паещека. В Приморском Дагестане среди ханов воцарилась паника. Шамхал и правительница Мехтулинского ханства бежали. Сообщение о Закавказьем через Дагестан было прервано.

Отряд, достаточный для отпора наседавшим горцам, царскому командованию удалось собрать лишь с крайним напряжением сил. В бою под Б. Казанищами Шамиль был отброшен от шамхальства, и отряд Пассека прорвал блокаду, но Авария была потеряна для царизма si не было надежды вернуть ее в сколько-нибудь близком времени. Впечатление, произведенное двоенными успехами Шамиля, было громадное.

Нек-рые из дагестанских феодалов начали думать о переходе на сторону победителя. Всенародно в мечети сел. Элису (входившего в пределы захваченных царизмом областей) на верность Шамилю в июне 1844 принял присягу генерал-майор царской службы, султан лезгинского княжества Элису, Даниель-бек. С появлением царских войск Даниель-бек бежал к Шамилю. Действия царских отрядов не приводили к решительному исходу. Назначенному в 1844 главнокомандующим войсками Кавказа М. С.

Воронцову была дана директива: «Разбить, буде можно, скопище Шамиля, проникнув в 'центр его владычества, и в нем утвердиться». Под командованием самого Воронцова была предпринята т. н. Даргинская экспедиция. Воронцову удалось дойти до Дар го, не встречая серьезного сопротивления, но когда пустой и зажженный самими горцами аул был занят Воронцовым, отряд, окруженный горцами и отрезанный от продовольственной базы, оказался в ловушке.

Попытка подвезти продовольствие под сильным конвоем потерпела крах и лишь ослабила отряд. Воронцов попытался пробиться на линию, но беспрерывные атаки горцев настолько дезорганизовали отряд, что он, будучи уже невдалеке от укрепленной линии, принужден был прекратить свое продвижение, Только появление наскоро собранного чеченского отряда  — Фрейтага, действовавшего в чеченских лесах, спасло экспедицию от полного истребления.

Экспедиция закончилась неудачей, хотя Воронцов и получил за нее княжеский титул. Однако, в противоположность поражению Граббе в 1842, поражение Воронцова в Даргинской экспедиции не способствовало расширению территории крестьянского восстания. К этому имелись очень серьезные причины. Имамат, государство, созданное в процессе крестьянского восстания, должен был пойти навстречу интересам масс. В 1843 Шамилем были проведены реформы, частично отменяющие крестьянские повинности феодалам. Однако, в этих реформах было тщательно обойдено все, что могло нарушить интересы зажиточной эксплоачгаторской верхушки узденей. Война всей сво 500

ей тяжестью падала на горское трудящееся население. Огромные средства, затрачиваемые на войну, только отчасти покрывались военной добычей; чрезвычайные военные налоги, во взимании которых наибы проявляли полный произвол, разоряли горское население. Мало того, ставшая у власти аульская верхушка использовала свое положение в целях обогащения за счет народных масс. Наибы (начальники отдельных районов) широко практиковали различные поборы и штрафы, к-рые в большинстве случаев обращали в свою пользу. Одновременно они стали принуждать население безвозмездно работать на них. Наконец, имеются указания на случаи раздач земель наибам и др. лицам, приближенным к Шамилю. Отряды муртазеков стали использоваться для подавления возникающего то там, то тут недовольства наибами. Характер военных операций изменился также самым существенным образом. Война все более и более превращается из маневренной в позиционную. Имамат стремится отгородиться от неприятеля стеной укрепленных аулов. Попытки выйти за эту линию кончаются обычно неудачей. Крестьянская масса начинает тяготиться войной и расходами на нее; в опрлчение идут все более неохотно, и появляется даже поговорка: «лучше просидеть год в яме (тюрьме), чем месяц пробыть в походе». Все более явно растет недовольство поборами наибов. Особенно сильно проявляется оно в Чечне, служившей для Нагорного Дагестана основной продовольственной базой.

Большие закупки продовольствия, производившиеся йо низким ценам, переселение в Чечню колонистов-дагестанцев, назначение чеченскими наибами дагестанцев, наконец, постои дагестанских войск в Чечне — все это, вместе взятое, создало в последней атмосферу постоянного брожения, прорывавшегося в небольших выступлениях массы против отдельных наибов (как, например, восстание против Шамиля в 1843 в Чеберлое). Чеченцы переходят к оборонительной тактике против царских войск, непосредственно угрожавших разорением аулов. Соответственно с изменением обстановки меняется и тактика царских войск. После жестокого поражения 1844 прекращаются экспедиции в горы, и царские войска переходят к позиционной войне. В Дагестане в течение 3 лет систематически проводятся осады укрепленных аулов.

В Чечне, где царские войска при своем продвижении встречали помеху и препятствие в густых лесах, они производили систематическую рубку этих лесов; войска прорубали широкие (на ружейный, а иногда и пушечный выстрел) просё^и и методически укрепляли захваченное пространство. Начинается длительная «осада Кавказа». Шамиль пытается расширить базу восстания, распространив его на Центр. Кавказ и объединив, таким образом, сопротивление царскому завоеванию со стороны адыгейцев, Чечни и Дагестана. В 1846 он прорывается через Сунженскую линию и с большим отрядом появляется в Кабарде. Однако, кабардинские князья были уже прочно связаны с царизмом и удержали крестьянскую массу от выступления. Ничего не достигнувшему Шамилю пришлось вернуться в Чечню. Неудачен был также поход для захвата Акуши, проведенный в том же 1846 в расчете на постепенное овладение всем Приморским Дагестаном. В сражении при Кутиши Шамиль был разбит. Но имамат еще был достаточно силен. Попытка царизма про-