Страница:БСЭ-1 Том 31. Камбоджа - Кауфмана пик (1937).pdf/186

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

jfiinib своей рабочей силой. В отличие от раба и крепостного крестьянина, находящихся в личной зависимости от рабовладельца и феодала, рабочий в капиталистическом обществе, будучи лично «свободен», находится в экономической зависимости от капиталистов: благодаря отсутствию у него средств производства, рабочий вынужден продавать свою рабочую силу капиталистам. В процессе труда рабочий не только воспроизводит стоимость своей рабочей силы, но и создает прибавочную стоимость (см.), которая присваивается капиталистом и является источником его обогащения. Эксплоатация, осуществляемая при рабовладельческом и феодальном строе путем «внеэкономического» принуждения, при капитализме принимает форму экономического принуждения. Таким образом, капитализм отличается от предшествовавших ему эксплоататорских систем лишь иной формой угнетения и эксплоатации.

Отделяя непосредственного производителя от средств производства и превращая тем самым рабочую силу в товар, К. завершает превращение простого товарного производства в капиталистическое. Товарные отношения, существовавшие и в докапиталистических формациях, играли в них подчиненную роль, поскольку производство носило в основном натуральный характер. При К. товарное производство принимает всеобщую и господствующую форму/К., концентрируя ограниченные средства производства мелких производителей, превратил их из частных в общественные, приводимые в действие многими людьми. Вместе с тем К., сохранив частное присвоение, превратил его в капиталистическое. Продукт общественного труда при К. присваивается отдельными капиталистами.

Производство при К. ведется ради прибыли.

В рабском и феодальном обществе, при господстве натурального хозяйства, масса прибавочного продукта, выкачиваемая господствующими классами из труда рабов и крепостных, определялась личными потребностями и прихотями рабовладельцев, феодалов и их челяди.

В капиталистическом же обществе, где господствует производство товаров, где капиталисты в конкурентной борьбе стремятся увеличить свое богатство и мощь, буржуазия старается выжать из рабочего возможно больше прибавочной стоимости; жажда прибыли становится безграничной и ненасытной. Здесь господствует погоня за наживой, продажность, «голый интерес», «бессердечный чистоган» (Маркс). Капиталистическое хозяйство стихийно и анархично по своей природе. При К. произведенные товары являются продуктом труда всего общества, однако, общество производит их вслепую, ибо никто не знает, найдут ли эти товары сбыт.

Опираясь на свое экономическое могущество, капиталисты завладевают государственной властью и превращают государство в «комитет по заведыванию делами буржуазии». Строем эксплоатации и угнетения определяются в конечном счете идеологические надстройки при К.

Буржуазная наука, право, мораль призваны утверждать вечность и естественность эксплоатации человека человеком, вечность и неизменность капиталистического способа производства, якобы, единственно отвечающего естественной природе «индивида». — Со времени мировой империалистической войны и победы Великой Октябрьской пролетарской революциив Советском Союзе начался период общего кризиса капитализма.

«Капитализм уже не представляет единственной и всеохватывающей системы мирового хозяйства, ... наряду с капиталистической системой хозяйства существует социалистическая система, которая растет, которая преуспевает, которая противостоит капиталистической системе и которая самым фактом своего существования демонстрирует гнилость капитализма, расшатывает его основы» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 352).

I. Возникновение К.

«Экономическая структура ... капиталистического общества выросла из экономической структуры феодального общества. Разложение последнего освободило элементы первого» (Маркс, Капитал, т. I, 8 изд., 1935, стр. 573).

Развитие ремесла, торговли и ростовщического капитала, бегство в город крепостных подрывали экономический базис феодализма. Развитие К. в недрах феодального общества началось в Западной Европе в 16 веке, «хотя первые зачатки капиталистического йроизводства имели место уже в 14 и 15 столетиях в отдельных городах по Средиземному морю» (Маркс, там же, стр. 574). Рост специализации внутри цехового ремесла и расширение средств сношения обусловили переход ремесленника от работы на заказ к работе на все более отдаленный рынок, зависимость мелкого производителя от торговца и ростовщика. Растет эксплоатация подмастерьев и учеников цеховыми мастерами, причем цеховые статуты все больше ограничивают возможность вступления в цех, затрудняют переход учеников и подмастерьев в мастера. В 14 в. в городах Англии, Италии, Фландрии образуется уже значительная для того времени группа наемных рабочих из подмастерьев, разорившихся ремесленников и перекочевавших в города крестьян.

К этому времени появляются мастерские, где вместо 1—2 подмастерьев работают уже 5—10 и более. Таким образом из среды ремесленников появляются предприниматели, эксплоатирующие чужой труд.

Довольно широкое развитие торговли и торгового (а также ростовщического) капитала в 13—14 вв., приводящее к сосредоточению значительных для этого времени богатств в руках немногочисленных купцов (и ростовщиков), также способствовало зарождению К. Торговцы, выступая сперва в качестве посредников между производителем и потребителем, становятся промышленными предпринимателями, используя наемный труд в обход цеховых ограничений. Необходимо, однако, подчеркнуть полнейшую несостоятельность теории о существовании особого периода торгового капитализма (Богданов, Покровский). В основе каждой общественно-экономической формации лежит особый способ производства. Торговый же капитал по самой своей природе способен уживаться с различными способами производства. Он мог лишь ускорить процесс развития капиталистического способа производства, поскольку в недрах старого феодального общества возникли предпосылки для перехода к К. Именно в качестве такого ускоряющего фактора торговый и ростовщический капитал способствовал зарождению первых зачатков К. еще в 14—15 вв.