Страница:БСЭ-1 Том 31. Камбоджа - Кауфмана пик (1937).pdf/358

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

склонов, характер горных хребтов и возвышенностей также масштабным способом, допускающим измерения в перпендикулярном к плоскости карты направлении, и притом наглядным, возможно более напоминающим действительность образом. Карта без рельефа является мало удовлетворительным изображением земной поверхности. Поиски точного, измеримого, правдоподобного и наглядного изображения рельефа, соответствующего масштабу, содержанию и назначению карты, — одна из труднейших задач картографии.

Наиболее совершенным изображением рельефа остается его трехмерное изображение, моделирование рельефа в виде рельефной карты с сохранением для крупномасштабных карт единства вертикального и горизонтального масштабов. Однако, практически такие карты возможны только для горных районов, в прочих же случаях, а также на мелкомасштабных картах прибегает для большей наглядности к нек-рому преувеличению вертикального масштаба.

Рельефное изображение гор применяется на рельефных моделях отдельных участков земной поверхности, отчасти на учебных глобусах, широко же оно привилось со времени мировой империалистической войны на военных крупномасштабных планшетах.

Основным способом, наиболее широко применяемым для изображения рельефа на топографических, инженерных и разнообразных научных картах, является способ гипсометрический — при помощи изолиний равной глубины (изобат) и равной высоты (изогипс или горизонталей).

Изогипсы считаются от уровня моря, каковым у нас (принято Балтийское море или, точнее, уровень, соответствующий нолю Кронштадтского футщтока; изогипсы поэтому дают абсолютные высоты. Изобаты считаются от поверхности воды данного водоема. Так как уровень воды в разных водоемах находится не на одной высоте с уровнем Балтийского моря (напр., Каспийское море ниже Балтийского на 26 м), то изобаты дают не абсолютные, л относительные высоты; впрочем, для океанов этот уровень для обыкновенных картографических целей можно считать одинаковым; лишь замкнутый водоемы имеют резко опущенный (напр., Мертвое море) или резко приподнятый уровень (напр., Севан).

Гипсометрический способ позволяет точно определить высоту места, уклоны, дает возможность строить профили, исчислять объемы.

Это наиболее точный способ выражения рельефа.

При топографической съемке горизонтали проводятся по высотным отметкам, определяемым при помощи особого инструмента — кипрегеля; при инженерных изысканиях в гористых местах съемка чаще производится тахеометром (род теодолита) с дальномером; при точных изысканиях для определения высот применяется геометрия, нивеллировка, выполняемая при помощи нцвеллиров; наконец, при экспедиционных Обследованиях определение высот производится при помощи барометра или гипсотермометра.

Точки с равными высотными отметками, между к-рыми местность сохраняет одинаковую с ними высоту, соединяются между собой линиями (горизонтали). Карты крупномасштабные с горизонталями, проведенными через одинаковые интервалы по высоте (сечения), дают полное и наглядное представление как о высотных соотношениях рельефа, так и о его формах, крутизне, направлении и протяжении склонов. Чем меньше масштаб, тем менее наглядным и более условным становится изображение рельефа.

Для построения рельефа гипсометрическим способом на мелкомасштабных картах, охватывающих районы с различными типами рельефа, выдержать одинаковое сечение невозможно; вследствие этого на таких картах горизонтали проводятся по особым высотным шкалам, построенным таким образом, чтобы на высших ступенях интервалы постепенно увеличивались, а, с другой стороны, чтобы отбирались те горизонтали, к-рые в совокупности дают изображение рельефа с наибольшим сохранением его характерных особенностей.

На картах масштаба от 1 : 10.000.000 до 1 : 5.000.000 обычно применяются следующие высотные ступени (в метрах): 0, 100, 200, 300, 500, 1.000, 2.000, 3.000, 4.000, 6.000.Для лучшей читаемости рельефа, изображаемого изогипсами со второй половины 19 в., применяют раскраску разными тонами высотных ступеней, производимую по особым шкалам.

Шкалы раскраски строятся на разных принципах: одни из них, как австрийская шкала Гауслаба, построены на принципе  — «чем выше, тем темнее», другие, как шкала Пейкера, на обратном принципе  — «чем выше, тем светлее», третьи — на переходах от темнозеленых тонов через светлозеленые к белым, а выше — от светлокоричневых к темнокоричневым и черным. Наиболее разработанной в теоретическом отношении шкалой является шкала Пейкера с темными холодными тонами низменностей и долин и яркомалиновыми, темными, постепенно светлеющими вершинами гор. Однако, на практике она дает удачные результаты лишь при более или менее однообразном горном рельефе средних высот. При большом разнообразии типов рельефа и при больших высотах шкала эта дает неудачные результаты. На многих картах, особенно обзорных и учебных, помимо гипсометрической раскраски, применяются в качестве дополнительного способа отмывка или штриховка, к-рые применяются и самостоятельно. Основаны они на применении светотени. Предположив, что свет падает на земную поверхность вертикально (зенитальное освещение) и что, следовательно, крутые склоны получают на ту же площадь меньше лучей, чем пологие, а пологие меньше, чем горизонтальная плоскость, можно построить любые шкалы густоты затенения склонов при помощи штрихов, точек и разного рода их оттушевки.

Наиболее распространенной является шкала Лемана, построенная на прийципе: «чем круче, тем темнее». В военно-топографических учреждениях разных стран она подверглась различным изменениям (австрийская шкала Мюфлинга, русская — Болотова идр.). На том же принципе построен «точечный» метод Эккерта. Штриховка чрезвычайно трудна для черчения, требует большого мастерства и долгого кропотливого труда от картографа, но зато воспроизводит рельеф, особенно на крупномасштабных картах, с большой точностью и наглядностью. Однако, штриховки и отмывки, построенные на принципе зепитального освещения, слабо отражают высотные различия.

Найти на такой штриховой карте наиболее высокие пункты без высотных отметок трудно.

Для большей наглядности изображения рельефа штриховыми и отмывочными способами прибегают нередко к боковому освещению, блестяще примененному Дюфуром на стотысячной карте Швейцарии (1843—48). Но, как и на фоторельефе, боковое . освещение, увеличивая пластичность рельефа, в зависимости от того или иного направления искажает характер рельефа.

Характерные явления рельефа — обрывы, скалы, перевалы, действующие и потухшие вулканы, ледники, крупные овраги, сухие долины и т. д. — обозначаются дополнительно условными знаками. В последнее время иногда прибегают к передаче характера поверхности не только со стороны форм рельефа и высотных зон, но и со стороны морфологических особенностей рельефа. Скалы и горные массивы на таких картах рисуют с возможным приближением к тому их внешнему виду, к-рый наблюдается в натуре. Такие К. г., называемые «физиографическими», напоминают старинные карты с их рисовкой гор в виде панорамы с «птичьего полета» (в перспективе).

Рельеф дна морей и океанов. Линии, соединяющие точки морского дна одинаковой глубины, — изобаты, так же как изогипсы на суше, характеризуют особенности ложа морей и океанов. Выбор изобат, наносимых на карту, не произвольный, он подчинен, с одной стороны, масштабу карты (количество ступеней глубин), а с другой — тем характерным особенностям, к-рые изобаты должны передавать. Изобата 200 м ниже уровня моря проходит вдоль берегов материков и островов, ограничивая полосу дна, называемую материковой отмелью.

Океаническое ложе между изобатами 200—2.000 м (или, точнее, 2.400 м) называется материковым склоном. Далее идет ложе океанов и морей от 2.000 до 6.000 м с глубоководными впадинами глубже 6.000 м. В дополнение к изобатам рельеф моря снабжается условными обозначениями подводных мелей, камней, рифов, подводных вулканов и т. п.