Страница:БСЭ-1 Том 31. Камбоджа - Кауфмана пик (1937).pdf/38

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (СИСТЕМА)

терных для верхнего карбона. В верхнем карбоне обнаружены следы существования ряда сапрофитических и паразитических грибов из Phycomycetes, Ascomycetes и Basidiomycetes.

В лесах верхнего карбона, несомненно, обитали мхи, представителями которых были: печеночный мох Hepaticites metzgerioides, широко распространенный тогда по всему свету, мхи, близкие к современным родам Fcssombronia и Treubia, а также лиственные мхи Muscites polytrichaceus, М. Bertrandi. Особенно богата была флора К. п. представителями папоротникообразных, что дало даже основание назвать ее флорой папоротникообразных; однако, исследования Д. Г.. Скотта и его учеников доказали, что очень крупную роль во флоре К. п. играли голосеменные растения, особенно так наз. семенные папоротники и кордаиты. Из папоротникообразных особенно сильно развиты были две группы: членистые (Arthrophyta, или Sphenopsida) и плауновидные (Lycopsida).

Папоротники К. п., особенно так наз. прапапоротники (сем. Botryopteridaceae и Zygopteridaceae), отличались своеобразными* морфологическими признаками; они состояли лишь из осевых образований кустовидной формы, обычно лишенных листьев, со спорангиями, расположенными на вершинах осей и имевшими многорядное кольцо (annulus) для раскрывания и освобождения спор. Лишь в верхнем карбоне начинают появляться папоротники, близкие к современным мараттиевым, ужовниковым, осмундовым и к двум семействам лептоспорангиатов  — Schizaeaceae и Gleicheniaceae. Из членистых растений в нижнем карбоне мы встречаем ряд видов клинолистов, которые, появившись впервые в верхнем девоне, апогея своего развития достигли в среднем и верхнем карбоне и дожили до нижней перми. Каламиты в верхнем карбоне представлены были видами рода Asterocalamites. Род Calamites, представленный как разветвленными, так и неразветвленными формами, апогея своего развития достиг в верхнем карбоне, доживши частично до нижней перми. В верхнем же карбоне впервые встречается род Equisetites — предки современных хвощей. Плауновидные тоже в течение карбона дают картину постепенной сцены видов и родов. В нижнем карбоне найдены лепидодендроны Cyclostigma, Bothrodendron; В верхнем карбоне ониисчезают, а к Lepidodendron прибавляются Lepidophloios и Sigillaria, некоторые виды к-рой доживают до низов пермской системы. К наиболее характерным признакам флоры К. п. надо отнести обилие и разнообразие отпечатков, похожих на вайи папоротников и принадлежащих примитивным семенным растениям, так наз. птеридоспермам, или семенным папоротникам. Для нижнего карбона из них особенно характерны роды: Heterangium с вайями типа Sphenopteris, Adi anti tes, Cardiopteris и Rhodea. В верхнем карбоне семенные папоротники представлены родами Lyginopteris, Sphenopteris, Alethopteris, Neuropteris и т. д. К концу К. п. семенные папоротники исчезают, являясь, т. о., наиболее характерной для него группой растений. Большое распространение имела в К. п. примитивная группа голосеменных — кордаитовых, представленная крупными древовидными формами.

В конце К. п. начинают попадаться представители саговников, гинкговых и араукариевых из 'хвойных — все представители тех растительных групп, которые достигают наибо 76

лее пышного развития впоследствии в мезозое.

Верхний карбон отличается от нижнего тем, что в то время как в Европе и Северной Америке продолжала существовать характерная флора каменноугольного периода, в Южном полушарии на матерйке Гондваны росла другая, более бедная видами и более ксероморфная, так наз. глоссоптериевая флора (см.), характерными представителями которой были растения, возможно, из числа семенных папоротников, принадлежавшие к родам Glossopteris, Gangamopteris и др.

Последняя флора своим характерным видом резко отличалась от флоры К. п. Надо думать, что, тогда как флора К. п. Сев. полушария представляла собой флору лесов типа лесов тропических, только другого флористического состава, глоссоптериевая флора представляла собой флору болот и берегов рек, расположенных вблизи таявшего могучего ледникового щита, который в это время покрывал материк Гондвану.. Леса К. п. произрастали на болотах и небольших возвышениях вблизи морских побережий и отличались буйным развитием растительности. В пользу предположения, что леса К. п. по своей экологии напоминали наши тропические леса, можно привести ряд аргументов: обилие деревянистых форм, наличие эпифитов и лиан, отсутствие годичных слоев, во вторичной древесине, необыкновенно мощное развитие, особенно у семенных папоротников, листовых ассимиляционных поверхностей, необыкновенная нежность листвы при наличии одновременно и деревьев, возвышавшихся над остальными и снабженных крупными кожистыми листьями (Cordaites); формы деревьев с листьями,, собранными на вершине снопом, например, у Sigillaria, как у некоторых современных тропических деревьев; наконец, образование спороносных колосьев на участках стебля, лишенных листьев, у Sigillaria, Lepidophloios и Bothrodendron, напоминающее явление кауфлории у современных нам деревьев тропического леса.

Растительные остатки в массах, скоплявшиеся на месте произрастания, сносившиеся водными потоками и отлагавшиеся в лагунах и дельтах, послужили материалом для скоплений каменного угля, давшего название и самому геологическому периоду. Л. Кречетович.

Наземный животный мир К. п.. характеризуется прежде всего чрезвычайным развитием класса земноводных (амфибий), представленных тогда весьма большим количеством разнообразных по внешности и часто крупных по размерам вымерших форм, объединяемых в отряд Stegocephalia (или панцырноголовых, см. Стегоцефалы). Среди этих форм следует упомянуть саламандрообразных Branchiosaurus, Keraterpeton и похожих на змей Dolichosoma и ряд др.

Из вновь появившихся групп укажем первых рептилий, многочисленных паукообразных, легочных моллюсков (Pupa), наконец, насекомых, давших чрезвычайное разнообразие видов; многие из них были колоссальных размеров и достигали в размахе крыльев до 70 см. Морская фауна карбона в сравнении с наземной обнаруживает относительно менее крупные изменения. Постепенно вымирают древние группы: большинство трилобитов и граптолитов, древнейшие иглокожие, паниырные рыбы. Одновременно появляются новые формы. Среди последних следует отметить прежде всего появление и необычайное развитие гигантских