Страница:БСЭ-1 Том 33. Классы - Конкуренция (1938)-1.pdf/244

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


КОЛОНИИ И КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИК/к

пришли в упадок. Еще задолго до уничтожения черного рабства в англ. вест-индских владениях (1833) возделывание сахарного тростника становилось все менее прибыльным. Все чаще происходили восстания негров-рабов.

В Северной Америке, систематическое подавление Англией молодого местного капитализма, затруднения, чинимые колониальными властями тем, кто желал переселиться на Запад и освоить новые, еще не занятые колонистами земли, и ряд других причин вызвали восстание северо-американских колоний Англии, привели к войне за независимость (1775—1783), к освобождению этих колоний от деспотического английского колониального ига и к созданию Соединенных Штатов (см. Соединенные Штаты Америки, Исторический очерк), самостоятельное капиталистич. развитие которых пошло с этого времени чрезвычайно быстрым темпом. Ослабленная утратой своих основных колониальных владений в Америке, Англия компенсировала себя дальнейшим увеличением и укреплением своих индийских владений (см. Индия, Историч. очерк). В результате промышленного переворота (см.) в Англии и франц. бурж. революции 18 века позиции буржуазии в обеих этих странах чрезвычайно усилились.

Борьба между ними за торговое преобладание и за колонии, продолжавшаяся в течение всего 18 в., достигла в революционных (см. Франция, Исторический очерк) и Наполеоновских войнах (см. Наполеон I) и особенно с момента провозглашения Наполеоном континентальной блокады (см.) своего наивысшего напряжения. Интересы промышленной буржуазии внесли в соперничество Англии и Франции новый элемент борьбы за промышленную гегемонйю.

Победительницей в этой борьбе оказалась Англия, наиболее развитая в то время капиталистическая страна, в конце 18 и начале 19 вв. чрезвычайно усилившая свои позиции в колониях не только за счет Франции, но и за счет бывших колониальных владений Нидерландов (см. Нидерланды, Исторический очерк), Испании и Португалии. Попытки Наполеона возместить потерю французских колоний за счет голландских владений в Индонезии (см.) и нанести удар англичанам захватом Египта и Сирии и подготовлявшимся им походом на Индию кончились неудачей. Разгром флота при Абукире (1798), капитуляция французов в Египте (1801), завоевание англичанами Мальты (1800), гибель французского й испанского флота при Трафальгаре (1805), уничтожение посланного на защиту Индонезии голландского флота (1807—08) и пр. развеяли в прах колониальные проекты молодой франц.' буржуазии. В то же время англичане отняли у голландцев Малаккский п-ов, Цейлон (1796), Демаррару (1803), Капскую землю (1806). Тем самым англ. господство в Индии и на путях к ней было обеспечено.

Из континентальной блокады и потрясений, связанных с окончанием Наполеоновских войн, Англия выходит крупнейшей промышленной и колониальной державой мира. Южные штаты Сев. Америки становятся сырьевой базой бурно развивающейся хлоп. — бум. промышленности Ланкашира, что оказывает сильное влияние на все их дальнейшее развитие, укрепляет здесь рабство и другие крепостнич. пережитки и играет позднее — в 60  — х гг. 19 в. — большую роль во время гражданской войны в США (см. Со 440 единенные Штаты Америки, Историч. очерк), когда буржуазная и либеральная Англия открыто поддерживает рабовладельческие элементы Юга. Англия постепенно превращается в монополиста по торговле с Китаем. Освобождение стран Центральной и Юж. Америки [за исключением о-ва Куба (см.)] из-под испанскогои португальского гнета, завершившееся к 1825, приводит к тому, что громадные пространства Центральной и Юж. Америки оказываются в очень сильной экономической и, в частности, финансовой зависимости от англ. капитала.

Начинается заселение Австралии, Новой Зеландии. Закрепляется власть над Канадой во избежание соперничества США. Колониальное могущество, находившееся сперва в руках феодальных Испании и Португалии, а затем перешедшее к голландской буржуазии, сосредоточивается теперь в руках промышленно-капиталистической Англии. Устанавливается ее колониальная монополия, развивающаяся параллельно с укреплением монопольного положения Англии на мировом рынке.

«История знала до сего времени три пути образования и развития мощных промышленных государств. Первый путь — это путь захвата и ограбления колоний. Так развивалась, например, Англия, которая, захватив колонии во всех частях света, выкачивала оттуда „добавочный капитал4* для усиления* своей промышленности в продолжение двух веков и превратилась, в конце-концов, в „фабрику мира44» (Сталин, Вопросы ленинизма, 9 изд., стр. 169).

В связи с победой и укреплением капитализма в наиболее передовых странах Европы и прежде всего в Англии меняются содержание и формы колониальной политики. Если прежде, в 16—18 вв., колониальная политика европейских феодалов и купцов сводилась, гл. обр., к расхищению местных богатств (золото, серебро, драгоценные камни), к вывозу в Европу колониальных товаров (пряностей, красок, шелка, изделий местных ремесленников  — хлопчато-бумажных и шелковых тканей, оружия и пр.), то теперь промышленная буржуазия находит в колониях новые возможностй обогащения. Становясь односторонне развитой промышленной страной, Англия первая открывает в колониях важные рынки сбыта для своих товаров (гл. обр., текстильных), а несколько позднее превращает их в источники сырья для своей растущей капиталистич. промышленности, в «плантации сырого материала для метрополии, как Австралия, напр., превратилась в место производства шерсти» (Маркс, Капитал, том I, 8 издание, 1936, стр. 373).

Намечается глубокий переворот в старом способе производства в колониях, и колонии включаются как органическое подчиненное звено, как аграрно-сырьевой придаток в быстро развивающуюся индустриальную систему Зап. Европы. Форсируя создание массового спроса в колониях путем насильственного внедрения денежных отношений и товарных культур, экспроприации основного средства производства коренного населения  — земли, разрушения ремесленного производства и патриархально-натуральных связей, Англия т в стремительном темпе развивает свой экспорт в колонии. Особенно быстрый рост ввоза европейских фабричных изделий наблюдался в этот период преимущественно в таких коло-