Страница:БСЭ-1 Том 33. Классы - Конкуренция (1938)-1.pdf/291

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

всех союзников, их штабные офицеры разрабатывали планы боевых операций. В первые месяцы 1919 белые войска при поддержке Антанты выросли численно (армия Колчака  — до 300 тыс. бойцов), и в марте (6/III) они смогли вновь перейти в наступление. Антанта отказалась от своих «мирных намерений» и приступила к осуществлению своего первого похода. «Поход этот был комбинированный, ибо он предполагал совместное нападение Колчака, Деникина, Польши, Юденича и смешанных англо-русских отрядов в Туркестане и в Архангельске» (Сталин, Статьи и речи об Украине, 1936, стр. 90). Главное внимание Антанта сосредоточила на организации наступления с Востока, возложив выполнение этой задачи на Колчака. Войска Деникина, Юденича и войска Северного правительства, действовавшие от Архангельска, наносили лишь вспомогательные удары. Колчаковщина была, таким образом, становым хребтом контрреволюции. В марте  — апреле 1919 колчаковская армия, прорвав фронт советских войск под Уфой (13/III) и захватив Стерлитамак, Белебей (7/IV), Сарапуль, Бугульму, 11/IV двинулась к Казани и Самаре, надеясь соединиться в районе Нижней Волги с войсками Деникина.

11/IV 1919 ЦК партии утвердил предложенные Лениным тезисы о положении на Вост, фронте. В тезисах указывалось, что «победы Колчака на Восточном фронте создают чрезвычайно грозную опасность для Советской республики» (Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 224). ЦК потребовал от партийных организаций обеспечения успешного хода объявленной 10/IV мобилизации, поголовной мобилизации коммунистов в прифронтовой полосе, усиления агитации среди мобилизуемых и красноармейцев, создания комитетов содействия Красной армии, вовлечения крестьянской молодежи неземледельческих районов в Красную армию и продовольственные отряды. На Вост, фронт было направлено все внимание большевиков и Советского правительства. Под лозунгом «все на борьбу с Колчаком» успешно была проведена мобилизация коммунистов, рабочих (10/IV) и трудящихся крестьян (15/IV). Созданный в конце 1918 Совет рабоче-крестьянской обороны, во главе с Лениным, руководил этой борьбой. Вопреки плану Троцкого, пытавшегося ограничить продвижение советских войск на В. рубежом р. Белой (район Уфы), командующим южной группой войск Восточного фронта М. В. Фрунзе, под непосредственным руководством тов. Сталина, был составлен план решительного разгрома Колчака. Благодаря принятым партией большевиков мерам успех Колчака сменился поражениями. С 22 по 26/IV силами I армии был ликвидирован 4-й корпус белых. 25/IV южная группа Восточного фронта под командованием М. В. Фрунзе перешла в контрнаступление. Под Бугурусланом, Бугульмой, Белебеем (26/IV 1919) колчаковские войска Западного и Центрального фронта получили решительный удар со стороны войск М. В. Фрунзе. В боях с 28/IV по 4/V был разгромлен 6-й корпус и основательно потрепан 3-й корпус белых войск.

В белебеевском направлении с 14 по 17/V был ликвидирован корпус Каппеля — наиболее отборная часть белых. В критический момент начавшегося отступления Колчака, 26/V, ему была отправлена нота за подписью Клемансо, Ллойд Джорджа, Вильсона, Орландо и Макинос обещанием помощи «для восстановления порядка в России» при условии нек-рой демократизации его политики (что необходимо было для общественного мнения Запада). 4/VI через франц. комиссара в Омске де Мартеля Колчак ответил согласием на поставленные ему условия, а Верховный совет в своей ноте от 12/VI 1919 признал ответ Колчака удовлетворительным. Начался отход Западной армии Колчака, повлекший за собой отступление и остальных его армий. Фронтовое командование Красной армии медлило с развертыванием наступления, и 25/V 1919 Ленин телеграфировал: «Если мы до зимы не завоюем Урала, то я считаю гибель революции неизбежной; напрягите все силы; следите внимательно за подкреплениями; мобилизуйте поголовно прифронтовое население; следите за политработой» (Ленин, Из эпохи гражданской войны, [Л.], 1934, стр. 52).

Колчаковская армия, будучи к началу июня отброшена Красной армией к берегам рек Камы и Белой, намеревалась здесь закрепиться, опираясь на Уральский хребет. В этот момент Троцкий в разрез с директивой Ленина, требовавшего не ослаблять наступления на В., пошел навстречу колчаковцам и потребовал, чтобы армия Вост, фронта остановилась на р. Белой (под Уфой), и несколько дивизий были переброшены на Юж. фронт. Было совершенно очевидно, что «нужно сначала прогнать Колчака за Уральский хребет, в сибирские степи, и только после этого заняться переброской сил на юг» (Сталин, Об оппозиции, 1928, стр. 110, примеч.). Исходя из этого, ЦК отстранил Троцкого и его сторонников от участия в делах Вост, фронта и потребовал наступления на Колчака. Последовавший вскоре разгром Колчака полностью подтвердил правильность линии Ленина и Сталина, принятой ЦК большевиков. После жестоких поражений в мае и в виду продолжающегося наступления Красной армии спокойствие и уверенность белых сменились паникой и общей тревогой.

17/VI 1919 колчаковское правительство срочно отправило в Париж телеграфную мольбу к своим заграничным хозяевам о помощи. Объявлена была мобилизация казаков всех возрастов и городского населения до 43 лет. Но Красная армия неудержимым потоком двигалась на восток и заняла Уфу (7/VII), Златоуст (13/VII), Екатеринбург (14/VII), Челябинск (25/VII). Перевалив через Уральский хребет, советские войска вступили в пределы Сибири, преследуя отступавшую армию «верховного правителя». К 10/VIII 1919 вся Сибирь до р. Тобола была освобождена из-под власти Колчака. На линии Курган  — Акмолинск  — Ишим движение Красной армии было задержано, йо в результате двухмесячных жестоких боев (15/VIII  — 15/Х) сопротивление белых было сломлено. Под г. Петропавловском К. был нанесен последний и решающий удар (29—31/Х).

С наступлением Красной армии в рядах белых началось разложение. «Деморализация в войсках так велика, — сообщал 7/VIII своему правительству генеральный консул США Моррис, — что на реорганизацию армии нет никакой надежды». Даже основные резервы К. — казачьи части, — начиная от р. Тобола (Курган), сотнями и полками переходили на сторону Красной армии. Разложение колчаковской армии на фронте сопровождалось развалом белогвардейщины в тылу. Атаман Семенов, Хорват, Анненков и др., борясь с Советской вл а-