Страница:БСЭ-1 Том 33. Классы - Конкуренция (1938)-1.pdf/95

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

даже к созданию цельной гравюрной К., где текст рядом с иллюстрацией гравируется на медную доску. К. дорогого издания роскошно украшается медными гравюрами, к-рые доходят теперь до чрезвычайной утонченности ив виде легких виньеток и заставок рядом с иллюстрациями заполняют печатные страницы. Целая группа высокоталантливых графиков (Эйзен, Моро Младший, Кошен, Гравло, Шоффар и др.) работает над изданием изящного типа К. для высших кругов общества Франции 18 в. Наиболее видным мастером немецкой К. 18 в. был Ходовецкий, швейцарской — Гесснер, английской  — Джон Баскервиль. Последний создал прекрасные новые шрифты, не уступающие шрифтам двух знаменитых шрифтовиков — итальянца Бодони и француза Дидо. Параллельно с роскошными изданиями получает большое распространение начиная с 18 в. оппозиционная, по содержанию массовая, небольшого формата К., приноровленная к запросам средних слоев — городской буржуазии, «третьего сословия».

В18 в., в период подготовки буржуазной революции 1789 во Франции, были написаны К., с помощью к-рых великие просветители «просвещали головы для приближавшейся революции» (Энгельс, в кн.: Маркс иЭнгельс, Соч., т. XV, стр. 507). Этот век знает произведения блестящей фаланги материалистов (Ламеттри, Гольбах, Дидро, Гельвеций, Робине) выходит грандиозный памятник эпохи  — «Энциклопедия наук и искусств» при участии Вольтера, Д’Аламбера, Руссо, Лейбница, Эйлера, Гаусса, Шиллера, Гёте (частично), Линнея, Бюффона, Канта, Бомарше и др. Французская буржуазная революция 1789—93 в огромной мере расширила круг потребителей К. Именно в это время впервые создаются массовые общественные библиотеки, к-рые получают в свое распоряжение обширные книжные фонды, отнятые революцией у аристократов.

В 19 в. вместе с бурным ростом производительных сил, развитием новых общественных отношений и подъемом научного и литературнохудожественного творчества производство К. получает невиданный размах. Гигантски увеличивается роль К. в хозяйственной, культурной, политической жизни. В К. запечатлевается все богатство научных достижений, все разнообразие художественного творчества, вся сложная идеологическая борьба классов в капиталистическом обществе. В первой четверти 19 в. вышли в свет К. таких крупнейших натуралистов, как Ламарк («Философия зоологии») и Кювье, в к-рых с особенной яркостью сказалась двойственность идеологии буржуазных ученых: с поповщиной, с идеализмом в них сочеталось стремление установить и признать важнейшие принципы и методы подлинно материалистической науки. В середине столетия выходят произведения Дарвина, к-рые утверждают законы развития органической природы и наносят исключительной силы удар идеализму и религии. Важную страницу’ в историю борьбы за дарвинизм вписали популярные произведения Геккеля («Чудеса жизни»  — и «Мировые загадки»). В области физики громадное влияние оказали работы Ампера, Фарадея, Р. Майера, Джоуля, Максвелла, Гельмгольца, В. Томсона, Кирхгофа и др. Триумфальное шествие химии отмечается в 19 и начале 20 вв. работами Дальтона, Берцелиуса, Либиха, Бутлерова, Фарадея, Менделеева, Вант Гоффа; в области философии — важнейшие работы Гегеля.Победившая буржуазия создала в 19 в. огромное число К., к-рые должны были закрепить и увековечить ее господство. Но почти одновременно с победой капитализма появляются К., насыщенные острой критикой капиталистич. строя. Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) хотя и предлагают читателю, как говорил Энгельс (см. Маркс и Энгельс, Соч., т. XV, стр. 512), незрелые теории, соответствующие незрелому еще достоянию капиталистич. производства, несут все же в себе зародыши позднейших социалистич. идей. Начиная с 1840 выходят произведения Маркса и Энгельса  — величайшие образцы творческой научной мысли, открывающей законы развития человеческого общества и природы, утверждающей всемирно-историческую роль пролетариата, строителя социалистич. общества.

Несмотря на то, что буржуазия использовала всю свою материальную и политическую мощь для того, чтобы «замолчать» книги Маркса, в частности его «Капитал», они стали известны миллионам трудящихся всего мира и явились орудием борьбы с капиталом. 19 в., кроме того, замечателен богатством изданий художественной литературы. Книги Шиллера, Гейне, Гюго, Флобера, Бальзака, Мопассана, Золя, Франса, Байрона, Диккенса, Марка Твена и мн. др. приобретают огромную популярность.

В соответствии с громадным рынком сбыта К. вырастают крупнейшие издательские фирмы, доводящие технику производства и оформления К. до высокого совершенства. К оформлению К., предназначенной для имущего потребителя, привлекаются крупнейшие художники (Делакруа, Бердслей и др.). Создаются целые школы иллюстраторов К., широкое применение в К. вновь получает ксилография, обогатившаяся, благодаря изобретенной Бьюиком торцовой гравюре, новыми возможностями. Главными мастерами этого типа художественного оформления К. были Гранвиль, Жоано, Жигу, позже — Доре и Менцель. Одновременно находит применение и изобретенная Зенефельдером литография (см.), особенно в карикатуре художников первой половины 19 в. (Домье, Гаварни и др.), также и в книжных иллюстрациях (Делакруа).

Применение механических (фотохимических) способов репродукции, использованных в условиях капиталистич. конкуренции, привело искусство К. к временному упадку. Попытки обновления старых традиций этого искусства были сделаны англичанином Уильямом Моррисом. Сам Моррис, страстный противник всякой машинизации, шел по ложному пути, возвращаясь к старине и пытаясь восстановить отжитые приемы ручного типографского производства. Но борьба за высокое художественное оформление К. получила свое дальнейшее развитие как в самой Англии, так и в ряде других стран (работы нек-рых издательств в Мюнхене и Лейпциге, во Франции и США). Первая империал истич. война и последовавший за ней экономический кризис в капиталистич. странах прервали это движение. — Уже к концу 19 в. производство К. стало крупной отраслью народного хозяйства. Начинается повсеместный рост выпуска массовой К., к-рая явилась в руках буржуазии средством борьбы уже не столько против абсолютизма и остатков феодализма, сколько против пролетариата, трудящихся. Вместе с невиданным ростом изданий научной, художественной, технической