Страница:БСЭ-1 Том 33. Классы - Конкуренция (1938)-2.pdf/130

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

вт восторг десятков миллионов. Особенно его история, речь на процессе 16/XII, показавшая ярко всему миру всепокоряющую силу коммунизма, привлекает на сторону антифашистского фронта и коммунизма новые десятки и сотни тысяч трудящихся. Лейпцигский процесс стал исходным моментом решительного поворота в движении единства. Силой напора этого движения было завоевано оправдание Димитрова и его сопроцессников. Со времени лейпцигского процесса движение единства неуклонно идет вперед, сметая на своем пути все препятствия.

В январе 1934 т. Сталин в своем политич.. докладе XVII Съезду  — ВКП(б), давая оценку положению и настроению трудящихся в капиталистич. странах, сказал, что «идея штурма зреет в сознании масс» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 544). Через несколько дней разыгрались февральские вооруженные бои в Австрии и мощные антифашистские выступления во Франции, а через несколько месяцев вооруженные бои в Испании. Февральские вооруженные бои в Австрии возникли из всеобщей стачки, лозунг к-рой был брошен 10/II в массы маленькой компартией Австрии. Стачка эта к 13/II охватила всю страну, как ответ на провокацию фашистского рейхсвера и жандармерии, напавших в г. Линце на рабочие организации. Крупнейшие промышленные центры Австрии (Вена, Линц, Грац, Штейер и т. д.) стали ареной ожесточенных вооруженных боев, длившихся 5 дней. Шуцбундовцы, к которым присоединились рабочие-коммунисты, проявили чудеса героизма. Города Штейер, Эбензес, Брус-на-Муре находились в течение нескольких дней в руках восставших. В борьбе участвовали, по официальным данным правительства, 40.000 вооруженных с. — д. и коммунистич. рабочих  — на одной стороне, а на другой — полиция, войска, национал-социалистич. штурмовики и 30 тыс. членов хеймвера. — Вооруженное выступление австрийского пролетариата было подавлено и потоплено в крови. Причины поражения лежали в том, что вооруженное выступление шло под знаком лишь обороны, что выбор момента боя и инициатива принадлежали фашистам. Главным виновником его разгрома является австрийская социал-демократия, которая, ведя за собой большинство австрийского пролетариата, позорно отступила. Однако эти бои, несмотря на их неудачный для рабочих исход, не дали австрийскому фашизму упрочиться, как они упрочились в Германии.

Эти бои показали, что социал-демократич. рабочие переходят на большевистские рельсы, что они способны на революционную борьбу через голову своих вождей. В этих боях родился единый фронт социал-демократических и коммунистич. рабочих.

Февральские выступления фашистов и мощное контрнаступление рабочих во Франции создали новый этап широкого движения единства и борьбы против фашизма как во Франции, так и в других европейских странах. Попытка фашистских банд полковника Де-ля-Рока и «королевских молодцов» в день 6 февраля испытать свои силы в атаке против парламентского режима подняла на ноги весь французский пролетариат на защиту республики и демократии. И в демонстрации 9/II и в политической стачке 12/II рабочие социалисты и коммунисты осуществили единый фронт. Политическая стачка 12/II охватила больше 4 млн. рабочихФранции и, создав атмосферу кануна революции, вызвала нескрываемый страх у буржуазии. В этих боях французский пролетариат отбил первую атаку фашизма. Движение единства после февраля неуклонно шло вперед.

Возникшее как движение широких масс движение единства во Франции уже летом 1934 достигло такой высоты, что социалистич. партия была бессильна предотвратить оформление единого фронта сверху. 24/VII 1934 был подписан пакт о единстве действий между социалистами и коммунистами Франции на основе антифашистской программы борьбы. За несколько дней до этого соглашения антифашистские демонстрации в день 14/VII привлекли под свои знамена широчайшие массы парижского населения и положили начало народному фронту. Своевременная инициатива и умелая борьба коммунистической партии Франции за единый пролетарский и за широкий антифашистский народный фронт стали тем положительным опытом, к-рый лег в основу решений К. и его секций, данных VII Конгрессом в области борьбы за единый пролетарский и народный фронт.

Вооруженные бои в октябре и ноябре 1934 в Испании являются одной из самых героических страниц буржуазно-демократич. революции, начавшейся в 1931. Несмотря на то, что бои в Испании происходили в условиях революции, они также кончились временной победой контрреволюции. Это произошло прежде всего благодаря расколу рабочего класса Испании, более глубокому расколу, чем в любой другой европейской стране. Эти вооруженные бои показали исключительную боеспособность испанского пролетариата и его беспримерный героизм. Возникшие из беспрерывной волны политич. стачек, ознаменовавшихся в Астурии организацией советов, эти бои поднялись на высоту настоящего вооруженного восстания. Испанской реакции удалось утопить в крови восстание горняков в Астурии, но буржуазии «не удалось надеть на трудящихся фашистский намордник» (Димитров Г., Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала..., 1935, стр. 26). Дальнейший ход событий (и, прежде всего, война испанского народа против фашистских мятежников, начавшаяся в 1936) ясно показал, что уже осенью 1934 революц. ситуация в Испании могла обеспечить победу антифашистских сил, если бы не преступное поведение анархистов и правого крыла социалистич. партии.

Что касается коммунистич. партии, то она, несмотря на правильную политику, была еще недостаточно сильной, чтобы охватить руководство движением йо всей стране. — Февральские классовые бои в Австрии и во Франции и ноябрьские в Испании открыли новую страницу в развитии рабочего движения — страницу массового движения единства. Их богатые уроки наряду с уроками в Германии и в Китае составили главное содержание работ VII Конгресса К.

XVI. VII Конгресс К.

VII Конгресс вошел в историю как конгресс победы социализма в СССР и единого пролетарского и народного фронта против фашизма и войны. В Конгрессе приняли участие 391 делегат с решающим и 139 с совещательным голосом, представлявших 65 секций. К моменту Конгресса в К. входило 76 партий (среди них